1 Кор., 157 зач., XIV, 26-40.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Приходя в Церковь, люди нередко сталкиваются с неожиданными ограничениями, которые их смущают, а иногда даже возмущают. Кажется, что в Церкви всё должно быть по любви, а любовь не должна ограничивать... Но так ли это на самом деле и есть ли смысл у церковных ограничений? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 14-й главы Первого послания апостола Павла ко Коринфянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 14.
26 Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, все сие да будет к назиданию.
27 Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.
28 Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.
29 И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.
30 Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.
31 Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.
32 И духи пророческие послушны пророкам,
33 потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.
34 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.
35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.
36 Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?
37 Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что́ я пишу вам, ибо это заповеди Господни.
38 А кто не разумеет, пусть не разумеет.
39 Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками;
40 только всё должно быть благопристойно и чинно.
Помню, как много лет назад в Страстную Субботу после освящения куличей, одна женщина сказала мне, что возмущена тем, как я оказал ей услугу. Я был смущён такой формулировкой, но решил уточнить, что именно не так. Оказалось, всё дело в том, что я недостаточно улыбался... Конечно, я извинился, но со своей стороны объяснил ей, что в храме мы не оказываем услуг, не воспринимаем приходящих людей как клиентов. Мы братья и сёстры и призваны служить друг другу каждый тем даром, который получили от Бога. Кроме того, Страстная Суббота, время, когда Христос лежит во гробе, мягко говоря, не самое подходящее для веселья.
Впрочем, у каждого из нас в данном случае была своя правда. Людям, которые служат в церкви, действительно важно быть приветливыми, потому что в современных обстоятельствах такая элементарная вещь, как улыбка, может иметь миссионерское значение. Но и приходящие должны понимать, что у церковных правил зачастую есть серьёзные основания. Почему зачастую? Да потому что гарантировать появление ничем не обоснованных правил в отдельно взятых местах никак нельзя, но обычно у правил есть вполне понятные объяснения. Просто для того, чтобы их понять, надо войти в логику церковной жизни, увидеть её изнутри.
Например, среди правил есть те, которые связаны с соблюдением заповедей. Они наиболее очевидны и понятны, но самое главное не зависят от времени, страны и её культуры. Скажем, мы не называем святых и тем более их изображения богами. И когда кто-нибудь в храме спрашивает, какому Богу поставить свечу, нам приходится говорить, что Бог один и нет никакого иного бога, кроме Него.
Кроме того, есть правила, которые связаны с целями христианской жизни. Так всё в храме должно служить назиданию людей и ничто не должно этому мешать, как и пишет об этом апостол Павел. Читающие и поющие должны понимать, что от того, как они это делают, будет зависеть поучаются ли слушающие и получают ли утешение.
Наконец, есть правила временнЫе, которые обусловлены особенностями конкретной эпохи и культуры. Например, апостол Павел повелевает коринфским христианкам молчать в храме, ссылаясь на то, что женщинам неприлично участвовать в публичных разговорах. При этом в его же время были проповедницы, которые прославлены Церковью в чине равноапостольных. Более того, общественные нравы довольно быстро изменились — и женщины стали помогать при храмах, в том числе в качестве певчих, катехизаторов, занимались делами милосердия.
Что же должно объединять все церковные правила? Они должны быть целесообразны и целью должно быть спасение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Лев Толстой и святитель Лука (Войно-Ясенецкий)». Екатерина Каликинская
У нас в студии была директор музея святителя Луки Крымского в Феодоровском монастыре Переславля Залесского Екатерина Каликинская.
Разговор шел о влиянии Льва Николаевича Толстого на будущего святителя Луку (Войно-Ясенецкого), в частности, на решение посвятить жизнь служению людям.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
Богородско-Уфимская икона Божией Матери
Селение Новая Слобода возникло в начале семнадцатого века в пределах современной УфЫ, столицы Башкортостана. Царское правительство расселило здесь, на берегах полноводной реки Уфимки, крепостных крестьян. Вокруг села на сотни километров простирались дремучие леса. В 1621 году в эти дебри бежал житель Новой Слободы по имени Стефан. По ложному обвинению несчастного присудили к публичной порке. И он решил, что лучше погибнуть от диких зверей, чем терпеть унижение.
Крестьянин шёл по лесу без дороги, куда глаза глядят. И внезапно услышал откуда-то сверху дивный женский голос: «Стефан, воротись в село!» Мужчина поднял глаза и увидел в воздухе икону Божией Матери. Крестьянин вернулся в Новую Слободу и рассказал о необычайном происшествии односельчанам. Люди все вместе отправились в лес и увидели парящий над зёмлей образ. Православные на коленях стали молиться Божией Матери. Икона плавно опустилась на руки Стефану — так Небесная Заступница показала, что он невиновен.
Для святыни в Новой Слободе построили церковь. Храм освятили в честь Казанской иконы Божией Матери — именно ей соответствовал по иконографии обретённый образ. Село получило название Богородское и стало местом паломничества.
В семнадцатом столетии прославленный образ Богородицы перенесли в Уфу, в кафедральный собор Воскресения Христова. Здесь икона получила название Богородско-Уфимская. Её одели в серебряную ризу, усыпанную драгоценными камнями. Перед святыней в Воскресенском соборе горела неугасимая лампада. Ежегодно 8 июля Богородско-Уфимскую икону доставляли крестным ходом к месту обретения, а затем возвращали обратно.
В последний раз чудотворный образ пронесли в село Богородское в 1928 году. Спустя пять лет безбожники изъяли Богородско-Уфимскую икону, и с тех пор о ней ничего неизвестно. У православных остались многочисленные списки святыни. И надежда на её возвращение!
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Леонид Коркодинов
У нас в гостях был настоятель Свято-Никольского храма села Усолье Самарской области протоиерей Леонид Коркодинов.
Наш гость рассказал о своей удивительной истории прихода к вере по молитве матери, как на это повлияло трагическое событие с пожаром, о том, как принял решение стать священником и как сейчас с его служением совмещается музыкальное творчество.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер