1 Кор., 148 зач., XI, 8-22.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Принято считать, что раньше было лучше. Но это не так. В прошлом проблем и неприятностей тоже хватало. Убедиться в этом легко, вникнув в содержание отрывка из 11 главы первого послания апостола Павла к коринфянам, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 11.
8 Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
9 и не муж создан для жены, но жена для мужа.
10 Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
11 Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12 Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога.
13 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?
14 Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
15 но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
16 А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
17 Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.
18 Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.
19 Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
20 Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню;
21 ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается.
22 Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.
В прозвучавшем отрывке из послания, адресованного христианам древнего Коринфа, мы встречаем упоминание, как минимум, трёх глобальных проблем, которые беспокоили древнехристианское сообщество: взаимоотношения мужчин и женщин, допустимость дискуссий в церковной общине и богослужебная дисциплина. Начнём по порядку. Проповедь апостола Павла, сконцентрированная на теме равного достоинства мужчин и женщин, первоначально воодушевила христиан из язычников. Но затем стали проявляться негативные стороны человеческой природы. А именно — стремление под благовидным прикрытием достигать лукавых целей. В Коринфской церкви появились женщины, которые, апеллируя к апостолу Павлу и его утверждению, что во Христе имеют равенство оба пола, устроили самый настоящий бунт. Что-то наподобие феминистической революции. Они буквально требовали, чтобы им в церковном сообществе была дана равная мужчинам власть в плане администрирования и совершения таинств.
Апостолу Павлу пришлось уточнять свою позицию в отношении равенства полов. Святой, в частности, вспоминает порядок творения, подчеркивая, что это Ева была создана для Адама, а не наоборот. Создана она, конечно, была не рабыней, не служанкой, а так называемой помощницей — равной в талантах Адаму, но всё же в помощь ему, а не для главенства. Поэтому Павел призывает своих читателей помнить о Богом заповеданной здоровой иерархии, и просит не устраивать никаких революций на почве феминизма. Тем более, что женщины в христианском собрании имели множество прав и почётных обязанностей — имели возможность учить, проповедовать, выполнять определенные литургические обязанности. И именно Церковь, если что, много послужила тому, чтобы в гражданском отношении мужской и женский пол приобрели равенство.
Коринфская община дискутировала не только по вопросу места и статуса женщины. Христиане Коринфа спорили и ссорились по самым разным причинам. Об этой стороне характера своих учеников апостол Павел грустно пишет: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные». Данные слова не следует понимать как поощрение ссор и споров. Наоборот, апостол говорит следующее: умным и угодным Богу окажется тот, кто наберётся сил и не поддастся общему стремлению кричать и ругаться. Искусными Павел называет тех коринфян, что не приняли участие в разделениях, хранили мир и уважение к братьям и сёстрам по вере.
Литургический вопрос также сильно волновал святого. В древней Церкви таинство Евхаристии принято было совершать вечером. Христиане причащались после совместного ужина. Данная практика довольно быстро (в историческом отношении) сошла на нет из-за недостойного поведения некоторых членов Церкви, которые на евхаристических трапезах объедались и напивались. А ещё они приносили на ужин свою еду и не делились ей с бедными членами общины. За что и получили упрёк со стороны апостола Павла.
Это и иные замечания святого христиане Коринфа учли и своё поведение постарались исправить. Пример Коринфской общины демонстрирует, что, к сожалению, Церковь, как земное сообщество, не лишена недостатков. И проблемы в церковной жизни имелись всегда — даже в раннехристианскую эпоху. Но покаяние продлевает жизнь Церкви. Мы не лучше и не хуже наших предшественников, мы тоже склонны делать ошибки. Но Господь не отнимает у нас надежды. И если мы, подобно древним коринфянам, сумеем подчинить себя правде Божией, то в нашем лице земная Церковь обязательно будет иметь будущее, благословленное Творцом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди ведут себя довольно самоуверенно. А как на самоуверенность смотрит христианство? Ответ интереснее, чем можно было бы ожидать, и даёт его апостол Павел в отрывке из 10-й главы 2-го послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
На одной из лекций меня как-то спросили, почему современные бизнес-тренеры настраивают человека на успех, а православие всё время говорит о грехах и человеческом несовершенстве. Чем можно объяснить такую разницу? Действительно, от первых очень часто можно услышать призывы повторять себе «я лучший», «я успешный», «у меня всё получится». От вторых зачастую слышишь слова о необходимости быть смиренным. С точки зрения обывательской, выигрывают очевидно первые, потому что картина, которую они рисуют явно более привлекательная.
Однако в сегодняшнем тексте из послания апостола Павла к Коринфянам нет ни бахвальства, ни отказа от какой бы то ни было собственной значимости. Напротив, есть взвешенная позиция, в которой всё оказывается на своих местах. Да и слово «смирение», которым обычно пугают, означает лишь осознание своих границ, своего места в мире, в отношениях с Богом и другими людьми.
Но прислушаемся к апостолу Павлу. Размышляя о том, насколько он как апостол подотчётен коринфской общине, он призывает не в меру требовательных общинников помнить о его статусе. Может показаться, что это совершенно не смиренно с стороны Павла... Но в том то и дело, что апостол прекрасно знает свою меру. Он действительно основал коринфскую общину и много преуспел в деле проповеди, но меру эту успеха определил для него Бог. Апостол осознаёт значимость своего труда, но понимает, что действовал с помощью Божией, и это понимание позволяет ему занять взвешенную позицию. Итогом его размышлений становится лаконичная и очень точная фраза: «хвалящийся, хвались о Господе», то есть помни, что при всех твоих усилиях и стараниях рядом с тобой всегда был Господь, поддерживающий, направляющий и определяющий меру пройденного тобой пути.
Слово «самоуверенность» воспринимается христианами как недальновидное и глупое. И дело не только в том, что сам по себе человек очень ограничен в своих ресурсах и возможностях, но в том, что в наивных попытках отстоять свою самость он отказывается от присутствия в его жизни Творца. Бог, конечно, никуда из жизни человека не уходит, потому что все мы как бы ни жили, живём благодаря Его любви, но кто-то впускает её в свою жизнь, а кто-то живёт ей вопреки.
Христианство начинается с того, что человек осознаёт: концентрируясь на себе, он ограничивает и обедняет свой мир и, напротив, открывая своё сердце ближнему и Богу, бесконечно свой мир обогащает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
От мала до велика
О библейском происхождении выражения «От мала до велика» и его различных формах употребления.
Все выпуски программы Первоисточник
«Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей»
Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей.
Да никогда не вспыхнет в нём гнев на сильного, не зародится презрение к слабому. Посмотри, роса утренняя — всех слабее...
Да никогда не совьёт в сердце моём ненависть к ненавидящим меня. Да вспомню я о конце их и сохраню мир свой.
Милосердие открывает путь к сердцу всякой твари и несёт радость.
Немилосердие омрачает чело и несёт печаль одиночества.
Помилуй милостивого, Рука Пренежная, и открой ему тайну милости Твоей.
Богочеловек — чадо милости Отца и святости Духа. Весь мир — лишь притча о Нём. Могущественные светила небесные и мельчайшие капли озёрные, собою рассказывают о Нём. Всё небесное и земное, от пресильных Серафимов до мельчайшего комочка пыли, рассказывают притчу о Нём — прасущности и праисточнике своём.
Что такое твари на земле и во вселенной, если не притча о солнце?
Воистину, также и всё видимое, и невидимое, являет собой притчу о Богочеловеке. Сущность её проста, притч о ней множество бесконечное.
Друзья мои, как же рассказать мне вам о сути, если вы притч понимать не умеете?
О, если бы знали вы ту сладостную беспредельность и силу, когда проникаешь до сердца всех притч, туда, где они начинаются, и где кончаются. Туда, где язык немеет, и где всё сказано раз и навсегда!
Какими скучными становятся тогда все долгие и однообразные повествования, сочинённые людьми. Такую же скуку испытывает тот, кто привык слышать раскаты грома и созерцать сверкание молний, но вынужденный слушать рассказы о грозе.
Приими мя в Себя, Сыне Единородный, чтобы стать мне одно с Тобой, как когда-то до сотворения и падения.
Да закончится долгая и томительная притча моя о Тебе, хотя бы мгновением лицезрения Тебя. Да закончится самообман мой о том, что я — нечто рядом с Тобой, или нечто без Тебя.
Пресыщены уши мои притчами. Устали зеницы мои взирать на тщеславную пестроту одежд, Тебя лишь жаждут видеть они, Источник мой, сокрытый миром за пустыми притчами и пёстрыми одеждами.