1 Кор., 125 зач., I, 18-24.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Некоторые привычные нам сегодня христианские слова и выражения прижились в церковной культуре с большим трудом. Взять хотя бы слово «Богочеловек». В античной, языческой среде так принято было именовать полубогов-героев. Например, Геракла. Но христианство всё же наделило понятие «Богочеловек» совершенно иным смыслом. Каким? Об этом нам расскажет отрывок из 1й главы первого послания апостола Павла к коринфянам, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;
Когда Спаситель умирал на кресте, переживаемые Им мучения тронули сердца даже некоторых язычников. Так, например, находившийся рядом с распятым Христом римский сотник (центурион), неожиданно для многих (и, наверное, для себя тоже) воскликнул: «истинно Человек Сей был Сын Божий». Нужно понимать, что и центурион, и до того Понтий Пилат, которому о Христе рассказывали, как о Сыне Божием, воспринимали данный образ (Богочеловека) в языческом контексте. Господь Иисус представлялся античным грекам и римлянам первоначально как некий герой-полубог, а потому казнь Христа, Его позорная (с точки зрения законов империи) смерть на кресте представлялась бессмыслицей. Ведь древние герои Эллады прославляли себя боевыми подвигами, но никак не жертвенным и смиренным отношением к смерти.
Теперь отчасти понятен исторический и культурный контекст, в котором находились первоначальные читатели прозвучавшего отрывка из первого послания апостола Павла к коринфянам. Христианская община Коринфа состояла преимущественно из крестившихся язычников. Имелись в местной Церкви и евреи-христиане. И те, и другие находились в полемике со своими соотечественниками, не принявшими Спасителя. Коринфских христиан пытались убедить, что вера их является лживой. В качестве доказательства приводились упомянутые уже детали смерти Господа Иисуса Христа.
Иудеи и язычники прямо говорили о том, что Сын Божий, Спаситель мира не мог бы умереть на кресте. Крестная казнь жителями Римской империи считалась самой жестокой и позорной одновременно. Через распятие на кресте, например, за 70 лет до Рождества Христова были умерщвлены шесть тысяч рабов — участников восстания гладиаторов во главе со Спартаком. Древние иудеи даже и мысли не могли допустить, что собственные руками убили обещанного пророками Мессию, Которого ждали столько веков.
Апостол, обращается к коринфянам, утешая их, и описывает сложившуюся ситуацию так: «мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для Эллинов безумие». С греческого языка слова апостола можно перевести ещё и так — мы проповедуем Христа распятого, для иудеев — скандал, а для греков-язычников — глупость. Противники Христа в первом веке прямо говорили о том, что Сын Божий, посланный с Неба Царь мира, по определению не мог умереть через казнь, которая обычно доставалась бунтарям, грабителям и рабам.
Апостол же не только не отрицал крестной смерти Спасителя, но в своём послании к коринфянам прямо говорит о особом значении такой казни. Он подчеркивает — Иисус Христос пришёл в этот мир, чтобы избавить людей от власти греха и смерти, избавить при помощи телесной кончины и последующего воскресения. Сын Божий по, до конца непонятной нам, причине избирает для встречи со смертью самый страшный и жестокий путь, чтобы показать людям, насколько Он возлюбил их.
Крест Христа по своему величию превосходит все чудеса и всю мудрость этого мира. Ни иудейская, ни греческая цивилизации при всей своей развитости не могли дойти до мысли, что спасение людей будет совершено через позорную смерть на кресте. А потому многие эллины и иудеи отвергли Христа. Но, принимая кончину через страшные муки на кресте, Спаситель нашёл отклик в сердцах иных людей, которые готовы были сочувствовать Ему и поверили в спасительность Его жертвы. Для таковых крест Спасителя перестал быть «скандалом» и «глупостью», но стал «Божией силой» и «Божией премудростью», а сами эти люди вошли в число «спасаемых» — то есть тех, кто почувствовал адресованную человечеству любовь Божию и принял её.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.