Рим., 110 зач., XII, 6-14
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Бог устроил таким образом, что у каждого человека есть какие-то свои дарования, и нет того, кто бы обладал всей совокупностью талантов и был бы абсолютно совершенным. Такое положение дел огорчает гордецов, но радует тех, кто старается бороться со своими страстями: наша слабость вынуждает перешагивать через себя и обращаться за помощью к другим, а наши дарования служат прекрасной возможностью проявить свою любовь. Именно об этом и написал апостол Павел в 12-й главе своего Послания к Римлянам. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 12.
6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;
7 имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,- в учении;
8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.
9 Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;
10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;
11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;
12 утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны;
13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.
14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.
Помимо природных человеческих дарований, у христиан есть и дары Святого Духа, которые могут проявлять себя самыми различными способами, некоторые из них апостол Павел перечислил в только что прозвучавшем отрывке Послания к Римлянам, дары Святого Духа могут проявляться через возвещение воли Божией, служение, учительство, ободрение, через милосердие и через способность быть духовным руководителем. Никакие дары не подаются человеку от Бога ради угождения самому себе и ради возрастания в тщеславии, дарами необходимо служить другим, и помнить, что каждый обладающий дарами Святого Духа человек — лишь инструмент в руках Божиих, призванный служить той самой цели, ради которой воплотился Господь наш Иисус Христос — цели спасения. Если же наша цель состоит в сослужении Христу в деле спасения, то и образ действий будет тем, который показал Спаситель. Именно об этом и написал апостол Павел, его рекомендации можно свести к одному увещеванию: служить другим дарами Святого Духа надо в простоте сердца, и не стоит выходить за те пределы, которые определил христианину Бог.
На этой мысли апостол Павел не остановился, он её продолжил, перечислив некоторые нравственные рекомендации, которые, к сожалению, несмотря на свою предельную простоту, постоянно ускользают из сферы нашего внимания, и это приводит к различным неприятностям. Апостол Павел напомнил римским христианам о том, что прекрасно известно каждому из нас.
Мы знаем, что категорически нельзя притворяться и лицемерить тогда, когда речь заходит о любви.
Знаем мы и о том, что от зла стоит отвращаться, делать же подобает добро.
Знаем, что необходимо быть преданным своим друзьям и что не стоит себя ставить выше других.
Христиане также помнят, что в духовной жизни необходимо усердие и пламенеющий дух, что служить подобает лишь Богу, а утешение искать в надежде на Бога, что молитва должна быть постоянной, а скорби необходимо переносить мужественно и терпеливо, так, как их переносил Христос.
Помним мы и о том, что необходимо от чистого сердца помогать нуждающимся.
Мы всё это знаем, знаем мы и многое другое, но тем не менее, Церковь совершенно справедливо считает нужным регулярно напоминать нам о самых простых и базовых истинах, ведь, как известно, именно самое простое имеет тенденцию ускользать из сферы нашего внимания по причине своей кажущейся незначительности. Однако именно из простых истин и состоит спасительное евангельское благовестие.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Небо улыбается»
Много о небе не скажешь, иногда ни слова не проронит, промолчит и накроет прохладной ночью; а иной раз слышится в нём былина древняя, песнь ли, тоска о запредельном или светлая чистая радость. Есть в нём ещё одна необъяснимая черта, незаметная сразу, его маленькая-премаленькая тайна: небо улыбается. Да, улыбается, смотрит на тебя, нет, не только на этого назойливого сверчка в траве, ждущего внимания, а обымает своим лучистым взором всю вселенную и улыбается ей.
Все выпуски программы Утро в прозе
15 января. О народном почитании преподобного Серафима Саровского
Сегодня 15 января. Церковь празднует Преставление и Второе обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, жившего в девятнадцатом веке.
О его народном почитании — протоиерей Константин Харитонов.
У нас на Руси особенно почитают преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского. Как-то в народе стали их называть, что преподобный Сергий — это игумен всея Руси, а батюшка Серафим — это духовник всея Руси. Почему? Потому что батюшка Серафим явил особый пример: и любовь, и заботу о мирских людях. Хотя и преподобный Сергий в этом особо потрудился, но преподобный Сергий особенно потрудился, основав множество монастырей в нашем Отечестве. А батюшка Серафим особенно окормлял близких людей и многим-многим помог духовно окрепнуть и спастись.
И сегодня множество людей приходят к батюшке Серафиму и получают от него духовного утешения, как от родного отца. И на самом деле мы можем заметить, та благодать, которую Господь даровал преподобному Серафиму, нас утешает, укрепляет, как та благодать, которая дана каждому духовнику, которая тоже имеет власть от Бога людей утешать, укреплять и наставлять.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 января. О личности и служении Петра Румянцева-Задунайского
Сегодня 15 января. В этот день в 1725 году родился русский полководец Петр Румянцев-Задунайский.
О его личности и служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Петр Румянцев-Задунайский. Последнее наименование было присвоено Петру Румянцеву Екатериной за его блистательные победы над турками. Румянцева в XVIII веке не без основания почитали гениальнейшим полководцем и чтили европейские государи. Побеждённый им Фридрих, король Пруссов, устраивал Румянцеву такой приём в Берлине, какого не удостаивалось ни одно коронованное лицо. А австрийский император Иосиф, когда обедал, всегда один прибор держал свободным для Петра Румянцева, почитая его присутствующим.
Начинал он свою жизнь с проказ, был непослушен, бедокурил и в России, и в Европе, где учился, приносил немало огорчений родителям. Но, как это бывает, человек не подчинявшийся никаким условностям, после кончины отца стал совершенно преданным престолу военачальником, который заслужил от российских правительниц, более всего от Екатерины, а прежде и Елизаветы, всех высших титулов, включая орден Андрея Первозванного, алмазную шпагу, оливковый венец с алмазами. Генерал-губернатор Малороссии привёл эти земли в совершенный порядок и содействовал пополнению российской казны, умело организовывая здесь хозяйственную и общественную жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема