
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
1 Кор., 122 зач., I, 1-9

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что делать, когда всё валится из рук? Какую молитву читать? Каким правилам следовать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,-
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,-
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобывамбыть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Христианская община города Коринф была основана благодаря трудам апостола Павла. Это было делом непростым. Ведь первоначально он обратился с проповедью к иудеям, которые были весьма взыскательной и требовательной публикой. Однако в результате усилий апостола и поддержки Божией слово Евангелия тронуло сердца людей. В языческом полисе началась церковная жизнь.
Оставив после себя епископа и священников, Павел продолжил своё миссионерское путешествие. И спустя некоторое время в Коринфской общине появился человек по имени Аполлос. Это был горячий проповедник Евангелия, отличавшийся особым даром красноречия. Он не хуже Павла знал Писание и, как говорят исследователи, лучше апостола ориентировался в традиции классической литературы. Люди были от него в восторге. И его проповедь имела среди горожан огромный успех. Несмотря на то, что Павел и Аполлос не были врагами, смотрели друг на друга как на сотрудников и соработников, их имена стали символами двух партий, члены которых спорили и, видимо, даже враждовали друг с другом. Одним словом, в коринфской общине начались нестроения.
Помимо угрозы раскола появились и другие проблемы. Из послания мы видим, что чистота жизни христиан Коринфа оставляла желать лучшего. Апостол упоминает о плотских грехах, о пьянстве, о склонности судиться друг с другом, о скупости и жадности, о дрязгах и спорах из-за соблюдения ритуальных правил.
Одним словом, было из-за чего расстроиться апостолу. Вроде проповедовал-проповедовал, учил-учил, столько сил потратил, а ради чего всё? Но обратим внимание, какими словами апостол открывает своё послание. Это не упрёки, не обличения, не ругань. Он начинает с похвалы. Он говорит о том, что коринфяне не имеют недостатка ни в каком даровании. Что через них Господь продолжает свидетельствовать о Себе миру. Павел твёрдо верит, что Божественная благодать продолжает действовать в общине коринфских христиан, несмотря на все неурядицы и слабости верующих. А потому он пишет: «Непрестанно благодарю Бога моего за вас». В этих словах мы чувствуем глубокое доверие апостола Богу. Всё в руках Творца. Он Сам направляет Свою Церковь. И тот период, который сейчас проходит молодая община, — всего лишь этап на пути её духовного взросления. Господь в итоге выведет к лучшему.
Посмотрев на свою жизнь со стороны, нередко можно впасть в уныние и даже отчаяние. «Всё идёт не так, как надо», — вздыхаем мы. — «Всё валится из рук». Последуем примеру апостола. Попробуем, как и он, благодарить Бога не только за хорошее, но и за плохое. Так мы позволяем решать Творцу те проблемы, которые сами разрешить не в силах. Это помогает нам сосредоточиться на главном — на исполнении Евангелия в собственной жизни и ситуации. Думать о том, как быть максимально эффективными в своём служении здесь и сейчас. Ведь об остальном позаботится Бог. И чтобы утешить нас, Он обязательно в нужное для нас время даст нам об этом знать. Будем уверены, мы удивимся, насколько результаты превзошли все наши самые смелые ожидания.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.
Псалом 130. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 130. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 130. На струнах Псалтири
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема