Сложно вспомнить, с каких пор мы с семьей стали отмечать Новый Год в Муроме. Скорее всего это началось лет 10 назад и стало доброй традицией. Каждый год, 30-ого декабря мы собирались и ехали к духовнику нашей семьи отцу Олегу на родину былинного богатыря Ильи Муромца в Карачарово.
В Муроме мои родители пришли к вере, там они получили благословение на рождение ребенка, и там же меня крестили в честь Ильи Пророка, небесного покровителя Ильи Муромца. С этим городом у меня связано полжизни, в том числе, и празднование Новолетия.
Но однажды я расхотел ехать в Муром. Мне было завидно, что мои друзья собирались отмечать этот праздник в компаниях. Я представлял, как они без родителей, предоставленные сами себе, весело гуляют по новогодней ночной Москве, шутят, смеются, пускают салюты. И все это без постоянных замечаний, как надо себя вести: что нельзя кричать, надо правильно держать ложку, не хлюпать. А мне так хотелось ровно в полночь высунуться в распахнутое окно и крикнуть на весь спальный район: С НОВЫМ ГОДОМ, СТРАНА!
Маме с папой не очень понравился мой план празднования Нового года. Но и запрещать мне оставаться в Москве никто не собирался. А лишь тихим и слегка надломленным голосом сказали: «Жалко, конечно, будет, если ты не поедешь. Твой крёстный — отец Олег так хотел тебя увидеть. Теперь он точно расстроится». После этих слов я представил, как батюшка и в самом деле может огорчиться из-за моего отсутствия, и решит, что его променяли на веселуху (тусовку). И после долгих мук совести я согласился поехать в Муром.
В новогоднюю ночь все было, как всегда. Наскучившие за долгие годы посиделки и неинтересные разговоры.
1-ого января мы всей семьёй отправились в храм. Я пошел в алтарь и стал помогать батюшке готовиться к литургии. Но когда в очередной раз вышел, чтобы забрать за свечным ящиком поминальные записки, увидел столпившихся в храме казаков. Причем, судя по шевронам, они были из разных подразделений. Я спросил батюшку: «Кто это?» И он сказал: «Это казаки, Илья. Раньше они каждый год приезжали к нам на 1 января. Илья Муромец — первый казак на Руси. Поэтому 1 января их главный праздник. Сейчас мы отслужим литургию, пройдёмся крестным ходом, и будем все вместе отмечать Новолетие».
Я слушал это с замиранием сердца и не мог поверить своим ушам. Казаки, здесь, в Муроме да ещё и будут вместе с нами! Всю свою жизнь я хотел познакомиться с ними поближе. Мне часто рассказывали о том, что у моего папы в роду — терские и забайкальские казаки. Говорили, какие подвиги они совершали во славу нашего государства. А сейчас казаки здесь, совсем рядом, и нас объединяет общее дело, литургия!
После службы и крестного хода мы все отправились в церковный дом, где обычно отец Олег принимал гостей. Казак Алексей взял гармонь и стал петь песни собственного сочинения. Потом батюшка попросил меня прочитать свои стихи о Родине, и я от неожиданной просьбы слегка занервничал, но глядя в глаза окружающих меня людей, понял: здесь все свои и бояться абсолютно нечего. В конце моего выступления все казаки сказали традиционное «Любо!». Так трогательно, от души!
После каникул московские друзья спросили, где я был и с кем провел Новый Год? Я гордо сказал: «С казаками!». Какой радости я мог себя лишить, если бы пошел на пир телесный, предпочтя ему пир духовный.
В том же учебном году на уроке литературы мы проходили повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». И я уверен, что это не было просто совпадением, когда мне в глаза бросилась фраза: «Бог лучше нашего знает, что нам надобно».
Автор: Илья Муромский
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM