
Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Верующие и неверующие порой смотрят друг на друга с подозрением: «Неужели вы это серьёзно?» Вы серьёзно верите в Бога? А вы серьёзно не верите? Эти вопросы иногда проговариваются вслух, иногда подразумеваются, но так или иначе всегда присутствуют в общении тех, кто стоит на разных позициях. Действительно, почему же одни верят, а другие не верят? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 10-й и 11-й глав послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
В своё время иудеям казалось, что они как народ больше расположены к вере в истинного Бога, чем все остальные. Естественно, это служило поводом для превозношения и высокомерного отношения к окружающим. По крайней мере, в собственно иудейской среде язычники воспринимались как безбожники, потому что в истинного Бога они не верили, а ложные боги богами не являлись. Потом ученики Христовы, продолжая дело Спасителя, проповедовали в самых разных местах и обращались одинаково как к иудеям, так и к язычникам. Для самих апостолов, как для иудеев по рождению, это было непросто, но довольно быстро они увидели, что религиозный потенциал язычников не меньше иудейского. Как те, так и другие были способны находить в вере и молитве прочное основание для жизни.
Но как же рождается в человеке вера? Для апостола Павла очевидно, что хотя она преподаётся от одного верующего другому, первично откровение самого Бога пророкам и благовестникам. Павел формулирует это очень кратко и вместе с тем совершенно гениально: вера от слышания, под чем подразумевается слышание проповеди, а слышание от слова Божьего, то есть от откровения. Апостол видит, что как молиться Богу о спасении без веры человек не может, так веровать не может без проповеди. Зная это, Бог избирает особенных людей — пророков и благовестников, которым Он открывается и говорит нечто о Cебе, а они в свою очередь проповедуют весть Господню остальным людям. Иными словами, со своей стороны Бог делает всё, для того чтобы человек поверил, но создать веру в человеке не может, так как вера является выбором каждого, личным ответом на призыв. Апостол знает, что одни, услышав благовестие, отвечают на него верой, а другие неверием. Почему это так? Потому что Бог сотворил нас свободными существами. Было множество попыток научного обоснования того, почему одни верят, а другие нет. Видимо, своим создателям эти попытки казались обоснованными, но общепризнанными не стали и, я уверен, не станут. Потому что дело не в особенном устройстве мозга тех или других, не в генетической мутации, которая определяет веру или неверие. Дело именно в личном выборе, который мы совершаем. Для апостола Павла выбор иудеев, которые отвращаются от Бога, трагичен, но он понимает, что такова цена свободы. Бог не отвергает своего народа, как не отвергает ни одного человека на земле, но оставляет решение вопроса веры в наших руках.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
19 июля. Об исполнении Христом наших просьб

В 9-й главе Евангелия от Матфея есть слова некоторого начальника, обращённые ко Христу: «Дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива».
Об исполнении Христом наших просьб — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый из нас хочет получить от Бога помощь, особенно в исцелении недугов или каких-либо других бедственных положениях в своей жизни. Но не всегда, когда мы просим Бога, мы получаем эту помощь. Почему? Не потому, что Бог удерживает её. Нет. Бог свою помощь не удерживает. Бог свою помощь посылает каждому человеку, если он с верой обратится к Богу, Господь ему поможет.
Так евангельский начальник, обратившись ко Христу, попросил о помощи. Но в чём разница нашей просьбы и его просьбы? Мы попросим Бога, потом начинаем думать: а как Он это сделает? А когда? А почему не сейчас? А давай побыстрее? Или ещё как-нибудь?
Нет. У нас не должно быть таких размышлений и постоянных таких вот сомнений. А поможет ли Он мне? А не поможет? А я, может быть, грешный человек? Нет. Мы должны попросить Бога о том, чтобы Господь помог нам. Как евангельский начальник сказал: «Дочь моя теперь умирает. Приди, возложи на неё руку Твою, и она будет жива». И всё. И Господь уже встал тут же и пошёл, и помог.
Поэтому и наша молитва должна Богу быть простой. Господи, помоги. А уж как Господь поможет — Господь сам знает. Аминь.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июля. О боли апостола Павла об иудеях

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Я желал бы сам быть отлучённым от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава».
О боли апостола Павла об иудеях — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Ни для кого не секрет, что апостол Павел любил свой народ, ибо евреям даны были заветы, и законоположения, и богослужения, и обетования. Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог. Преданность своему народу апостол выразил таким сравнением, что готов был бы отдать самое ценное, что у него было, — единство со Христом, лишь бы вернуть евреев к истинному богопочитанию.
Но правда должна торжествовать, поэтому апостол раскрывает в той же девятой главе причины отпадения иудеев, указав, что они искали не в вере, а в делах закона. Да и сам Господь наш сказал про них: «Если бы Я не пришёл и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своём». То есть Христос своим пришествием вскрыл их греховные язвы, болезни гордыни и превозношения, самолюбия и даже человеконенавистничества.
Поэтому, скорбя о таком ожесточении сердец, однажды, будучи в Коринфе и уча в синагоге, святой Павел, видя, как они противились и злословили, отряс одежды свои, сказал к ним: «Кровь ваша на главах ваших; я чист, отныне иду к язычникам».
Будем же и мы внимательны к правде Божьей, чтобы и нам не потерять избрание Христово и Его милость.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июля. О почитании Собора Радонежских святых

Сегодня 19 июля. Собор Радонежских святых.
Об их почитании — протоиерей Игорь Филяновский.
Первые списки учеников и последователей преподобного Сергия Радонежского были составлены в XVII веке. Примерно в то же время были написаны первые групповые иконы Радонежских святых — «Троицкие игумены и преподобный Сергий — соученики». Со временем сложилась традиция почитания святых учеников и последователей преподобного Сергия.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собора Радонежских святых, совершаемое на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Список Собора содержал имена 78 подвижников — святых сродников, учеников и собеседников преподобного Сергия Радонежского, а также святых иноков Троице-Сергиевой обители. Среди них преподобный Никон Радонежский, преподобный Савва Сторожевский, преподобный Андроник Московский, преподобный Андрей Рублёв и многие другие. Сегодня этот список содержит имена уже 96 подвижников.
В 2014 году, к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия, по благословению наместника Лавры, братская трапезная, которая находится в подклете Сергиевского храма, была расписана многими фресками, изображающими Радонежских святых, чьи подвиги и благочестие оставили глубокий след в истории Русской Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема