Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Верующие и неверующие порой смотрят друг на друга с подозрением: «Неужели вы это серьёзно?» Вы серьёзно верите в Бога? А вы серьёзно не верите? Эти вопросы иногда проговариваются вслух, иногда подразумеваются, но так или иначе всегда присутствуют в общении тех, кто стоит на разных позициях. Действительно, почему же одни верят, а другие не верят? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 10-й и 11-й глав послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
В своё время иудеям казалось, что они как народ больше расположены к вере в истинного Бога, чем все остальные. Естественно, это служило поводом для превозношения и высокомерного отношения к окружающим. По крайней мере, в собственно иудейской среде язычники воспринимались как безбожники, потому что в истинного Бога они не верили, а ложные боги богами не являлись. Потом ученики Христовы, продолжая дело Спасителя, проповедовали в самых разных местах и обращались одинаково как к иудеям, так и к язычникам. Для самих апостолов, как для иудеев по рождению, это было непросто, но довольно быстро они увидели, что религиозный потенциал язычников не меньше иудейского. Как те, так и другие были способны находить в вере и молитве прочное основание для жизни.
Но как же рождается в человеке вера? Для апостола Павла очевидно, что хотя она преподаётся от одного верующего другому, первично откровение самого Бога пророкам и благовестникам. Павел формулирует это очень кратко и вместе с тем совершенно гениально: вера от слышания, под чем подразумевается слышание проповеди, а слышание от слова Божьего, то есть от откровения. Апостол видит, что как молиться Богу о спасении без веры человек не может, так веровать не может без проповеди. Зная это, Бог избирает особенных людей — пророков и благовестников, которым Он открывается и говорит нечто о Cебе, а они в свою очередь проповедуют весть Господню остальным людям. Иными словами, со своей стороны Бог делает всё, для того чтобы человек поверил, но создать веру в человеке не может, так как вера является выбором каждого, личным ответом на призыв. Апостол знает, что одни, услышав благовестие, отвечают на него верой, а другие неверием. Почему это так? Потому что Бог сотворил нас свободными существами. Было множество попыток научного обоснования того, почему одни верят, а другие нет. Видимо, своим создателям эти попытки казались обоснованными, но общепризнанными не стали и, я уверен, не станут. Потому что дело не в особенном устройстве мозга тех или других, не в генетической мутации, которая определяет веру или неверие. Дело именно в личном выборе, который мы совершаем. Для апостола Павла выбор иудеев, которые отвращаются от Бога, трагичен, но он понимает, что такова цена свободы. Бог не отвергает своего народа, как не отвергает ни одного человека на земле, но оставляет решение вопроса веры в наших руках.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 261 зач., IV, 10-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Дружба и товарищество — это одна из непреходящих ценностей нашей жизни. При этом нередко у каждого из нас свои представления о том, что это такое. Каким же смыслом наполняет эти слова христианство? Что под дружбой и товариществом понимает Священное Писание? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Колоссянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
10 Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его),
11 также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они — единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою.
12 Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу.
13 Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе.
14 Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас.
15 Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его.
16 Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы.
17 Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе.
18 Приветствие моею рукою, Павловою. Помните мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь.
Апостол Павел пишет своё послание к христианам города Колоссы, будучи в заточении в Риме. Он ждёт суда императора. Вполне вероятно, что рассмотрение его дела закончится вынесением смертного приговора. Ведь идеи, которые распространял Павел, входили в резкое противоречие с целым рядом иудейских и языческим верований, на которых отчасти зиждилось древнее общество. А потому в глазах судей он мог оказаться не проповедником жизни, но анархистом, бунтовщиком и мятежником. Люди, которые посещают его в этот непростой период, сильно рискуют. Ведь они привлекают к себе внимание как его соратники и единомышленники. Вполне вероятно, что их может постигнуть та же судьба, что и Павла.
Аристарх, Марк, Иисус-Иуст, Епафрас, Лука, Димас — вот имена этих людей. Нам известно о них немногое. О ком-то больше, о ком-то меньше. Но то, что мы знаем точно, — это очень пёстрая компания. Все они разного происхождения. У всех разное воспитание, образование и социальное положение. Если бы не проповедь Евангелия, они бы никогда, возможно, не встретились и не общались бы. Однако обстоятельства, которые описывает Павел, ясно свидетельствуют о том, что они не просто товарищи по случаю. Между ними существует глубокое единство. Ведь оно удерживает их вместе в минуты смертельной опасности. Когда другая общность обыкновенно распадается, ведь каждый стремиться сохранить свою жизнь.
Очевидно, что такую крепкую связь им даёт общая цель — служение делу проповеди Евангелия. Служение Христу. Поэтому и Павла они не оставляют. Для них он тот, через кого очевидным образом действует Господь. Поэтому именно благодать Спасителя даёт им мужество и силы быть рядом с учителем, поддерживать его в трудную минуту и хранить единодушие друг с другом, несмотря на все их индивидуальные отличия и особенности.
Перед нами одно из ярких свидетельств явного действия Бога в церковной жизни. Никаких человеческих сил и энтузиазма не хватит, чтобы сохранить общность, в которой люди так отличаются друг от друга. Православная Церковь существует уже на протяжение двух тысяч лет, и между её участниками нет единства во времени. Она существует в разных местах планеты, а потому между христианами нет единства в пространстве. Мы можем принадлежать к разным национальностям и расам. Говорить на разных языках. Быть представителями различных культур. Иметь разное образование и воспитание. Участники одной и той же общины могут даже резко расходиться друг с другом в своих социально-политических взглядах. Однако всё это нивелируется и уходит на второй план, когда в нашем сердце начинает действовать Дух Христов. Мы получаем Его в церковных таинствах и благодаря тому, что стараемся вести жизнь по евангельским заповедям. Именно этот Дух упраздняет все разногласия. Сохраняя уникальность каждого человека, Он удивительным образом превращает это разноликое и разноплемённое собрание в собор, делает его единым телом, в жилах которого течёт одна кровь, а в груди бьётся одно и то же сердце.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Какой русский не любит быстрой езды! — восклицал Николай Васильевич Гоголь в повести «Мёртвые души».
Я по аналогии спрошу: Какой русский писатель не любит придумывать новые слова.
Николай Карамзин подарил нам существительные «промышленность» и «будущность». Салтыков-Щедрин — ввел в обиход слово «головотяп», новые слов были и у Пушкина, и у Достоевского. А уж в XX веке русский словарь обогатился авторскими неологизмами Маяковского, Есенина, Мандельштама и многих других прекрасных поэтов.
Новая лексика появляется в языке двумя способами: с помощью заимствования из других языков или путём словообразования из существующих частей речи. То есть создания новых слов с помощью суффиксов и приставок.
Вот, например, чудесные стихи Осипа Мандельштама:
Быть может, прежде губ уже родился шёпот
И в БЕЗДРЕВЕСНОСТИ кружилися листы,
И те, кому мы посвящаем опыт,
До опыта приобрели черты.
Осип Эмильевич взял слово «древесность», которое уже существовало в словаре Даля, и прибавил к нему приставку.
Большое количество неологизмов придумал поэт Владимир Маяковский. Многие из нас помнят его «серпастый, молоткастый» паспорт.
Маяковский любил придумывать новые глаголы:
Оплясывать, омолниить, испешеходить, извеселить..
Или, например, вспомним такие его стихи:
Оркестр чужо смотрел, как
ВЫПЛАКИВАЛАСЬ скрипка
без слов,
без такта,
и только где-то
глупая тарелка
ВЫЛЯЗГИВАЛА:
«Что это?»
«Как это?»
А какие поэтичные неологизмы создавал Сергей Есенин:
Молочный дым качает ветром сёла,
Но ветра нет, есть только лёгкий звон.
И дремлет Русь в тоске своей весёлой,
Вцепивши в руки жёлтый КРУТОСКЛОН
Да, немногие авторские неологизмы в итоге входят в наш повседневный лексикон, большинство остается на страницах книг. Однако игра писателей со словообразованием говорит о мощном потенциале русского языка.
Читая стихи, мы вместе с авторами участвуем в творчестве, знакомимся с необычным звучанием новых слов, развиваем языковой кругозор. А можно и самим попробовать придумать неологизм.
Берите прилагательное, добавляйте суффикс или приставку — и готово. Например, так:
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Получить Рождественский онлайн-путеводитель от «Клевер Лаборатории»
«Клевер Лаборатория» — один из проектов Радио ВЕРА, который помогает педагогам и родителям говорить с детьми о традициях, ценностях, религиозной культуре живо и современно.
В преддверии Нового года и Рождества Христова команда «Клевер Лаборатории» подготовила семейный онлайн-путеводитель. Он поможет разобраться в новогодних и рождественских традициях, а также в понятной форме рассказать детям о сути Рождества. На страницах путеводителя читатели найдут подборки интересных книг и фильмов, идеи для совместного семейного досуга и многое другое, что наполнит праздничные дни радостью и смыслом.
Юлия Селюкова, руководитель проекта «Клевер Лаборатория», поделилась с нами своей историей празднования:
«До 4 класса моё девство было советское. Каждые каникулы меня отправляли к бабушке, и 8 или 9 января она собирала моих троюродных братьев и сестёр, друзей и устраивала детский праздник. У нас были всякие игры, конкурсы и особенное угощение, и так вплоть до подросткового возраста. Ещё с 1 по 7 января в валенке для меня лежали подарки. Самые значимые я находила 1 и 7 числа, а в промежутке мандарин или конфету. Я удивлялась, почему мы так поздно празднуем Новый год. А гораздо позже узнала, что это вовсе не Новый год с опозданием, а Рождество Христово. Те детские праздники я вспоминаю с теплом и стараюсь сделать новогодние и рождественские дни особенными для своей семьи».
Команда проекта «Клевер Лаборатория», вдохновлённая личным опытом, подготовила семейный онлайн-путеводитель, который поможет вам сделать праздничное время весёлым, тёплым и запоминающимся. Поддержите выпуск путеводителя, сделав любой благотворительный взнос, и получите издание по электронной почте со 2 по 25 декабря. Узнать об этом больше можно на сайте «Клевер Лаборатории»: https://news.clever-lab.pro/christmas/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов