
Фото: Piqsels
4 сентября 1814 года в благочестивой купеческой семье Красильниковых из города Болхова Орловской губернии родился мальчик — на свет появился служитель Божий, будущий монах, архимандрит Моисей (Красильников).
В крещении младенца нарекли Михаилом. Миша рос тихим, сосредоточенным и сдержанным ребёнком. Даже в играх со сверстниками он почти не участвовал. Отец такому характеру сына только радовался: по всему видно, серьёзный помощник подрастает! Вот вырастет ещё немного, и можно будет ему торговые дела доверять. Так и случилось: когда Михаилу едва исполнилось двенадцать, отец стал отправлять его с поручениями в соседний Воронеж. Юноша отцовское доверие ценил, все распоряжения выполнял исправно. И всё же родители видели, что торговая стезя Михаила не увлекает — он участвует в делах только лишь из своей кротости, смирения и любви к отцу и матери. Часто они находили Мишу где-нибудь в уединении, глубоко погружённым в молитву или читающим Евангелие. В семье строго чтили христианские заповеди. Щедро творили милостыню, соблюдали посты, не пропускали Богослужений. Красильниковы были прихожанами Никольской церкви; часто посещали они и храм Иерусалимской иконы Божьей Матери. Но Михаил вёл жизнь едва ли не иноческую. Случалось, что матери даже приходилось с беспокойством просить сына не изнурять себя чрезмерно постом и молитвой. В таких случаях Михаил успокаивал дорогую его сердцу родительницу, рассказывая ей какую-нибудь назидательную историю из жития святых.
К двадцати годам Михаил твёрдо понял, что хочет стать монахом. Однако знал, что родители этого не поймут. Они мечтали, что сын обзаведётся семьёй и уже подыскивали ему невесту. Поэтому юноша решился на побег — в надежде, что впоследствии отец и мать примирятся с его выбором. В праздничный день, как только зазвонили к вечерне, Михаил сказал, что пойдёт в церковь. Но домой так и не возвратился. Через несколько дней он прибыл в Оптину Пустынь и попросил принять его в число монастырской братии. Однако оптинский духовник, старец Лев, расспросив Михаила обо всём, отправил его... обратно домой — за родительским благословением.
Мать и отец, вопреки ожиданиям, встретили сына ласково. За время его отсутствия они многое обдумали, и решили, что такова, видно, Божья воля. Родители простили Михаила за побег и благословили на монашескую жизнь. А он, упав им в ноги, со слезами раскаялся в том, что самовольным уходом причинил им печаль и боль. Несколько радостных дней отец, мать и сын провели вместе. А потом Михаил снова отправился в Оптину Пустынь — теперь уже с добрым родительским напутствием.
В апреле 1847 года Михаил Красильников принял постриг с именем Моисей. По прошествии лет он стал архимандритом, настоятелем Тихоновой пустыни и духовником Белокопытовского монастыря в Калужской губернии. Архимандрит Моисей (Красильников) всю жизнь чтил своего отца и мать и до самой кончины родителей не прерывал с ними связь.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема