
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 90 зач., V, 17 - VI, 2.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как вести себя с другим человеком? Как устроить общественную жизнь? Как упорядочить свои отношения с Богом? Согласитесь, вопросы не праздные. Ответ на них мы можем найти в том отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.
18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,
21 дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.
Глава 6.
1 Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.
2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?
Закон и благодать — эти два понятия проходят не только через все послания апостола Павла, но и через всё святоотеческое богословие. А только что прозвучавший отрывок содержит в себе свидетельство, что эта пара терминов — не выдумка богословов. Слова «закон» и «благодать» указывают на явления, которые определяли жизнь человека с самых древних времён.
Что такое закон, понять несложно. Это совокупности формальных предписаний, которые регламентируют деятельность отдельного индивида и общества в целом. Нас приучают быть законопослушными с детства. В противном случае общество перестало бы существовать. Вопрос, почему? А потому, что зачастую нам не хочется учитывать интересы других людей и договариваться. «После меня хоть потоп» — поговорка, которая точно формулирует эти настроения. Закон именно потому и появился, что слишком много деструктивного в поведении человека. Всё это от внутренней пустоты, которую мы пытаемся заполнить самым лёгким путём — сделать так, чтобы весь мир вращался только вокруг меня любимого. А если выразиться иначе, то после грехопадения в нас стало слишком мало благодати.
Что же такое благодать в этом случае? Если закон — это инструкции, которые спускаются нам извне, то благодать — это то, что произрастает изнутри человека. Из его сердца. Образно говоря, это голос Бога в каждом из нас. Особое чутьё, духовная интуиция, которая подсказывает, какие наши поступки навредят окружающим, а какие принесут пользу. Какие наши действия согласны с волей Творца, а какие противны ей. Благодать — это та пуповина, которая связывает нас с Богом.
Из этого не следует, что закон плох. В нашей ситуации он очень даже хорош. Тот, кто лишился конечности, не может обходиться без протеза. Так и мы. Наше духовное сердце находится в полумёртвом состоянии. А потому ему необходима искусственная среда, благодаря которой в нём будет поддерживаться жизнь. Закон и есть такая среда. Он позволяет не переступать ту грань, за которой мы разрываем связи с человеком и Богом, а, следовательно, постепенно перестаём быть людьми.
Кроме того, именно с исполнения закона начинается путь человека к Богу. Функция закона напоминает функцию ракетоносителя, который выводит космический корабль на орбиту. Когда притяжение Земли ослабло, корабль движется в пространстве без всей этой громоздкой конструкции. Так и закон больше не нужен тем, кто преисполнен благодати. Таких людей мы называем святыми. Их духовная интуиция и связь с Творцом так сильны, что всякое их действие направлено на созидание жизни. Теперь более совершенный закон, закон жертвенной любви, прописан в их сердцах.
Сегодня апостол Павел напоминает, что путь к этому состоянию открыт каждому человеку благодаря подвигу Христа. От нас требуется лишь начать на ежедневной основе применять к своей жизни Евангельские заповеди. Пусть по началу у нас не будет получаться. Пусть это будет выглядеть механически. Пусть мы будем ощущать себя странно. Это неудивительно, ведь мы так не привыкли жить. Если проявим усердие, терпение и доверие Богу, то непременно увидим, как постепенно в нашей душе будут происходить изменения, мы ощутим на собственном опыте действие благодати, станем участниками Небесного Царства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Чтобы семья Натальи жила в тепле и безопасности

Семья Бакитько – муж, жена и двое маленьких детей – живут в небольшом посёлке в Луганской области, пострадавшем от боевых действий. Несмотря на все испытания супруги сами не падают духом и не дают унывать другим. Они заботятся об одиноких стариках, а ещё не так давно организовали пункт выдачи гуманитарной помощи. Кроме этого, глава семьи своими силами соорудил для всех колодец, ведь посёлок остался без воды.
Полтора года назад супруги, тогда ещё без детей, ютились в разрушенной снарядами пятиэтажке. Их квартира чудом уцелела – единственная во всём здании, но оставаться долго в ней было нельзя. Добрые люди помогли семье перебраться в частный старый дом. Внутри он сильно обветшал, и супруги начали самостоятельно приводить его в порядок. На выручку им пришли соседи и православная служба «Милосердие Казань». Сотрудники и волонтёры службы регулярно поддерживают жителей Луганской Народной Республики, в том числе привозят гуманитарную помощь и не только. Семье Бакитько передали нужные стройматериалы и помогли с ремонтом, который завершился этой весной. А недавно для них закупили генератор и солнечные батареи, чтобы в доме были свет и тепло.

Сейчас сотрудники службы «Милосердие Казань» хотят поддержать семью Фроловых из Саратовской области. Наталья с сестрой и тремя детьми живут в старом сельском доме. Там чисто, светло и уютно, но при этом сыро и холодно. Недавно сломался их газовый котёл и его необходимо заменить. Обе женщины работают, но позволить себе новый котёл не могут.
На сайте православной службы «Милосердие Казань» открыт сбор на помощь семье с тремя детьми, и у вас есть возможность принять в нём участие.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Влияние Первого Вселенского Собора на жизнь Западной Церкви». Георгий Захаров
У нас в студии был доктор теологии, доцент, заведующий кафедрой систематического богословия и патрологии Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Георгий Захаров.
Разговор шел о том, как решения и постановления Первого Вселенского Собора 325-го года отразились в жизни Западной Церкви в последующие века.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных Первому Вселенскому Собору, проходившему 1700 лет назад.
Первая беседа с Петром Пашковым была посвящена предпосылкам и причинам созыва Собора; (эфир 16.06.2025)
Вторая беседа с Николаем Антоновым была посвящена богословскому наследию Собора; (эфир 17.06.2025)
Третья беседа с Георгием Захаровым была посвящена постановлениям Собора, связанным с устройством и жизнью Церкви; (18.06.2025)
Четвертая беседа с Петром Пашковым была посвящена отражению решений Собора в последующей жизни Восточной Церкви. (19.06.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— 60-летие зам.главного редактора журнала «Фома» Владимира Гурболикова, начало журнала «Фома»;
— День начала Великой Отечественной войны;
— Тема ВОВ в искусстве, музыке и кино;
— Проповедь Православия в современном мире, миссионерство в интернете;
— Интервью Патриарха Кирилла изданию «Коммерсантъ» в преддверии Петербургского международного экономического форума.
Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер