![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2016/02/ap.-pavel.jpg)
Рим., 87 зач., IV, 13-25.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Dmitrij-Barickij-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как ощутить в своём сердце и своей жизни действие Божественной благодати? Довольно чёткий ответ на этот вопрос даёт тот отрывок из 4-й главы послания к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
13 Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры.
14 Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование;
15 ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления.
16 Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам
17 (как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее.
18 Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так многочисленно будет семя твое».
19 И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении;
20 не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу
21 и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное.
22 Потому и вменилось ему в праведность.
23 А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему,
24 но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего,
25 Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел противопоставляет жизнь по закону и жизнь по вере. По его словам, тщательно исполняя предписания религиозного устава, спастись невозможно. Ключевым условием спасения является живая вера в сердце человека. То есть такая вера, которая проявляет себя в поступках. Причём апостол поясняет, какие именно это должны быть поступки. Для этого он приводит в пример своим слушателям образа праведного Авраама, родоначальника евреев.
Бог пообещал Аврааму, что от него произойдёт великий народ. Поверить в это обещание было нелегко. Однако Аврааму это удалось. И Бог благословил его за это. Казалось бы, в чём сложность? Господь Сам пообещал, Сам исполнил, а потом Сам благословил. Спрашивается, за что Аврааму такая милость? А сложность в том, что Авраам и его жена Сарра были в очень преклонных годах. Кроме того, Сарра была бесплодна. Также было ещё одно препятствие. Для того, чтобы обещания исполнились, Аврааму было необходимо оставить всё нажитое за долгую жизнь, разорвать все связи с окружающими и уйти на склоне лет в совершено другой регион. Место, где он никого не знал и его воспринимали как чужестранца. В эпоху праведника это было довольно опасным и рискованным предприятием. Наконец, даже тогда, когда Авраам принял решение и переселился в Палестину, ему пришлось ждать довольно долгое время пока обещанное начнёт исполняться.
Итак, мы видим, что обещания-то от Бога были. А вот довериться, а потом и поддерживать веру в эти обещания было делом непростым. Аврааму пришлось столкнуться с рядом трудностей. Это и немощи человеческой природы, и противодействие уклада жизни в древнем социуме, и утомительная атмосфера неопределённости. Однако, несмотря на это, праведник действовал так, будто всё сказанное Богом уже исполнились. Как говорит сегодня апостол, он видел «несуществующее, как существующее».
Согласитесь, такое поведение подразумевает огромный риск. Это словно постоянно делать шаг в пустоту. В отличие от механического исполнения привычного ритуального действия здесь полная неопределённость развития событий и совершенная непредсказуемость результатов. А потому поддерживать в себе это доверие — творческая работа, постоянная импровизация, которая всегда сопровождается эмоциональным, интеллектуальным и духовным напряжением. Но это и ценно. Это напряжение и привлекает к человеку Божественную благодать. Это и есть живая, спасительная вера.
В заключении отрывка апостол прямо говорит: всё это напрямую касается и нас. Если хотим ощутить в своём сердце движение благодати Божией, исполнения одного ритуального устава недостаточно. Мы призваны во всех своих делах жить так, будто бы благодать уже действует через нас. Иначе говоря, все свои мысли, чувства, слова и поступки сверять с Евангелием Христовым. Тот, кто воспитал в себе этот навык, однажды с удивлением обнаружит, что всё, обещанное нам Богом, исполнилось в точности — сами того не ожидая, мы обнаружим себя участниками Царства Небесного.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (08.07.2024)
Послание к Римлянам святого апостола Павла
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2015/10/Rembrandt-1606-1669-Apostol-Pavel-1-e1601916314332.jpg)
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Рим., 94 зач., VII, 1-13.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Pavel-Velikanov-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Вам когда-нибудь случалось нарушать... правила дорожного движения? Мне — увы, да. Но я заметил огромную разницу: одно дело, когда ты нарушил, но по незнанию, невнимательности или рассеянности — и совсем дело, когда ты сознательно пошёл на переступание ясного и понятного запрета. Внутреннее ощущение — очень и очень сильно отличается: преступление — совсем не то же самое, что и «неопределённость».
Сегодня во время богослужения в православных храмах звучат слова из 7-й главы послания апостола Павла к Римлянам — где он размышляет именно о сознательном и неосознанном нарушении Божественного Закона.
Глава 7.
1 Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?
2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.
3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.
4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.
5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти;
6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.
7 Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.
8 Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.
9 Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил,
10 а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти,
11 потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.
12 Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.
13 Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди.
Я хотел бы продолжить аналогию с правилами дорожного движения — чтобы понять, почему апостол говорит о Законе как об «оживляющем» грех. Например, я живу в доме, мимо которого проходит две полосы движения. И я давно привык, что могу заехать во двор с крайней правой, или при необходимости даже оставить на какое-то время там машину. И тут вдруг однажды вижу — появилась новая разметка, согласно которой правая полоса стала выделенной для автобусов. Значит, я уже не имею права по ней ехать! Моему возмущению нет предела: это же уязвляет мои интересы! Почему они про меня не подумали! И вот, оказавшись неподалёку, я уже сознательно заезжаю на запрещённую полосу — выражая тем самым свой бунт, неподчинение и вообще — ропот и неуважение к чиновникам, про меня совершенно забывших!
Не было бы запретной полосы — я бы никогда и не догадался, сколько внутри меня сидит самодовольства, своеволия и надменности — так бы и ездил, воображая себя великодушным, кротким и смиренным! Но как только передо мной появился закон — об который я тотчас споткнулся! — весь живший во мне грех выплыл наружу и стал очевидным.
Святитель Иоанн Златоуст так поясняет этот отрывок послания: «ведь закон не произвёл дотоле не существовавший грех, но выявил скрывавшийся, — что и есть похвала закону. Если до него грешили бесчувственно, то по его пришествии, даже если для них не было иного плода, люди по крайней мере точно узнали, что грешили».
Но апостол не останавливается только на объяснении важности закона как проявителя живущего внутри греха: он идёт дальше! Христос не отменяет закон как принцип — но существенно изменяет отношение к нему. Попробую продолжить нашу аналогию.
Представьте себе, однажды вдруг я вижу, что некий большой начальник, которого я лично знаю, более того, даже дружен с ним, — собственными руками поновляет столь ненавистную мне разметку. Я не могу этот факт просто «принять к сведению»: я выхожу, здороваюсь, жалуюсь ему на эту несправедливость — а он мне спокойно объясняет, почему именно здесь только так и должно быть. После чего я сам беру в руки кисть, и помогаю ему поскорее докончить начатую работу — потому что он для меня дорог как друг.
И теперь, каждый раз, проезжая мимо запретной полосы — она уже не вызывает во мне былого раздражения — потому что я понял и принял этот запрет — и он уже стал не чьей-то навязанной мне волей — а моим собственным добровольным согласием.
Вот почему христианин не грешит — не из-за страха наказания, а потому, что следование Божьим заповедям для него — не вынужденная мера, а совершенно естественный образ следования за Христом Спасителем!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Русь в 9-м веке». Сергей Алексеев
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2023/07/Dmitrij-Volodihin.jpg)
Дмитрий Володихин
Гость программы — доктор исторических наук, председатель историко-просветительского общества «Радетель» Сергей Алексеев.
Мы говорили о Древней Руси и Восточном славянстве в девятом веке и о том, что известно об этом периоде зарождения русского государства.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Русь в 9-м веке». Сергей Алексеев
- «Генерал Федор Федорович Абрамов». Константин Залесский
- «Начало Первой мировой войны». Александр Музафаров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов