Деян., 3 зач., II, 1-11.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В наши дни, даже будучи открытыми и общительными, люди часто воспринимают свою жизнь как индивидуальный проект. Причём это так не только в светской сфере, в религиозной сфере человек тоже может заботиться в первую очередь о своём спасении и не переживать о спасении ближних. Но может ли такой подход быть на самом деле плодотворным? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из второй главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
Если прочитать сегодняшний текст глазами тренера по личному росту, можно было бы решить, что самым перспективным для апостолов было бы создание личных церквей как проектов, в которых они могли бы раскрыть те дары Духа, которые им были даны Богом. Каждый мог бы по-своему понять христианство, сделать акцент на каких-то ему одному близких вещах и тем самым создать своё движение, отличное от остальных. Однако же ничего подобного мы не видим, потому что с точки зрения Христа апостолы могли достичь подлинного раскрытия даров только в жертвенной любви к окружающим, в отречении от эгоизма и обращении всех своих сил ко благу ближних. Именно поэтому одной из главных особенностей состояния, в котором пребывали апостолы, можно было бы назвать единодушие. Говоря о том, что апостолы в день Пятидесятницы собрались в одном доме и были вместе, апостол отмечает, что они не просто собрались, но были единодушны: у них была одна надежда и они стремились к одной цели.
При серьёзном подходе эта характеристика их взаимоотношений может показаться нам сегодня очень трудной, потому что мы очень нетерпимы друг ко другу. Многим сегодня страшно себе представить, как в прежние времена люди могли жить огромными семьями, включавшими в себя два, три, а иногда и четыре поколения. Нам кажется, как это мы будем терпеть, что кто-то на нас не так смотрит, кто-то не так разговаривает, с кем-то приходится делить территорию. Нет уж, говорим мы, надо жить отдельно. И вместо того, чтобы бороться с последствиями грехопадения, пестуем их в себе и даём им возможность захватить всё больше пространства в нашей душе.
Но представим себе, что нам, например, гарантировали огромное вознаграждение, если мы какой-то проект осуществим вместе, всем подъездом, всем домом, всей школой. Не собравшись с друзьями, а избрав для этого самых разных людей. Можно себе представить как изменилось бы наше поведение. Как сразу мы стали бы терпеливы, снисходительны, участливы... Поддерживали бы друг друга, беспокоились бы обо всех, ведь даже один человек был бы дорог нам для достижения цели. Но разве Христос сказал не то же самое? Разве Он не сказал, что мы можем войти в Царство, только если будем соблюдать заповеди? И разве не сказал, что главная из этих заповедей любовь? Сказал, конечно! И это значит, что стремиться к Богу мы можем, только стремясь одновременно с этим и друг ко другу! Любя Его и заботясь о соблюдении Его заповедей, мы призваны любить тех, кто нас окружает и заботиться о них.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 7. Богослужебные чтения
Существуют вещи, изменить которые мы не в состоянии, но много зависит от того, как мы на них реагируем. Впадаем ли мы в отчаяние и опускаем руки. Или же с надеждой на Бога продолжаем делать то, что находится в нашей сфере нашей ответственности. О необходимости всегда иметь надежду на Господа повествует псалом 7-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 7.
1 Плачевная песнь, которую Давид воспел Господу по делу Хуса, из племени Вениаминова.
2 Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня;
3 да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего и спасающего.
4 Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих,
5 если я платил злом тому, кто был со мною в мире, — я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом,
6 то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах.
7 Восстань, Господи, во гневе Твоём; подвигнись против неистовства врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал,
8 сонм людей станет вокруг Тебя; над ним поднимись на высоту.
9 Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне.
10 Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!
11 Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем.
12 Бог — судия праведный, крепкий и долготерпеливый, и Бог, всякий день строго взыскивающий,
13 если кто не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его,
14 приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими.
15 Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь;
16 рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил:
17 злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадёт на его темя.
18 Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего.
Псалом 7-й был написан царём и пророком Давидом в непростые для него времена. Святой оказался в условиях лютых гонений, которые устроили его враги, желавшие лишить царя жизни. На этом сходятся все исследователи, не находящие, при этом, согласия в том, когда именно и при каких обстоятельствах на Давида свалились эти тяжкие испытания. Причиной дискуссии стало надписание, то есть аннотация псалма, в котором упоминается некий Хусий из колена Вениаминова. Библеисты спорят, кто это такой. Одним кажется, что речь идёт о друге Давида, который царя предал и переметнулся на сторону неприятелей. Другие же полагают, что под именем Хусия скрывается безумный правитель Саул, лишённый Богом за грехи права царствовать над Израилем. На смену Саулу и был поставлен Давид, с чем первый не смирился.
Существует и третья версия, что Хусием царь называет Семея из рода Саула, который во времена скитаний Давида по причине восстания его (Давида) сына Авессалома, вышел ему навстречу и злословил его, называя беззаконником и убийцей. Так он мстил Давиду за Саула.
Вне зависимости от исторических деталей, положение, в котором находился Давид, представлялось крайне тяжёлым. Царь ощущал себя предельно одиноким, беспомощным. Но он всё же изо всех сил держался за надежду на Господа. Он, например, пишет: «Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня». Давид понимает, что может рассчитывать на помощь Бога только в том случае, если ни в чём не преступал заповедей, если совесть его чиста. Вот почему в псалме мы встречаем такие слова: Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих, если я платил злом тому, кто был со мною в мире ... пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах«.
Давид верит и надеется, что ни в чём против правды Божией не шёл. А потому он готов прийти на суд Господень. Совесть царя подсказывала ему, что истина на его стороне. А наступившее время испытаний представляет собой проверку крепости веры. Вот почему Давид пишет: «Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне. Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!»
И Давид надеется, что Господь его не оставит. Царь не желает мстить своим обидчикам, не испытывает к ним злобы. Но он просит Бога, чтобы ненавистники сами познали плоды своих дел, почувствовали, что значит быть объектом для коварства и злобы. Потому царь и пишет: «Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадёт на его темя».
И Давид, предчувствуя окончание испытаний, благодарит Бога — «Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего». Он верит и чувствует, что Господь не посрамит надежду и поможет тому, кто Ему останется верен до конца. Так и произошло. Радость и мир вернулись в жизнь Давида, а его крепость в вере стала примером для многих поколений христиан.
Псалом 7. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 7. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 220 зач. (от полу́), II, 11-13.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Псалмы и вслед за ними вся молитвенная традиция христианства учат нас, что есть две основные темы для молитвы: во-первых, славословие, во-вторых, покаяние. Учители молитвы рекомендуют нам всегда помнить о двух вещах: о наших грехопадениях, ведь таковая память исключает развитие тщеславия, и о милости Божией к нам, ведь благодаря ей мы освободились от уз страстей и пороков. Умение не забывать ни о первом, ни о втором — это тот навык, без которого вряд ли можно достичь успеха в духовной жизни. Об этом навыке говорит и звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 2-й главы Послания апостола Павла к Эфесянам. Давайте послушаем эти апостольские слова.
Глава 2.
11 Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками,
12 что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.
13 А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.
Только что прозвучавший отрывок Послания к Эфесянам начался с призыва помнить. Помнить о том, кем были адресаты апостола Павла, помнить о том, какую милость оказал им Бог. Этот призыв не нов, его мы можем найти и Ветхом Завете. Так, в книге Второзаконие неоднократно звучат обращённые к израильскому народу слова: «Помни, что и ты был рабом в Египте, и Господь Бог твой освободил тебя оттуда» (Втор. 24:18). Израильтяне действительно помнят, и с этим воспоминанием связаны основные праздники иудаизма, с ним же связаны и многие повседневные молитвы. Библейская традиция свидетельствует, что воспоминание о событиях священной истории, о роли Бога в личной истории человека, — это фундамент благочестия. Именно поэтому в наших храмах каждый день совершается литургическое воспоминание евангельских событий, а также жизни святых.
Однако апостол Павел писал не об этом, он указывал на конкретные события в жизни эфесских христиан. Во-первых, он указал им на то место, которое они занимали до обращения ко Христу: они были отчуждены от Бога, великие обетования Ветхого Завета их не касались, у них не было никакой надежды, они были безбожниками.
Здесь, пожалуй, стоит сделать небольшое пояснение: советская эпоха с его богоборчеством наполнила слово «безбожник» тем смыслом, которого у него не было изначально, и если мы, благодаря эпохе гонений на Церковь, под этим словом понимаем того, кто отрицает Бога и борется с Церковью, то Новый Завет вкладывает несколько иной смысл, у апостола Павла речь идёт о тех, кто живёт без Бога. Не отрицает бытие Божие, не борется с Богом и Его Церковью, а живёт вдали от Бога, чаще всего, не по своей воле, а по причине, так сказать, природного характера — просто этим людям не повезло родиться в языческой среде, следовательно, в ситуации отсутствия Церкви Христовой в мире им попросту неоткуда было взять знание о Боге, и не было возможности начать жить в присутствии Божием.
Но вот всё изменилось, в жизнь этих людей пришла Церковь Христова, они перестали быть чужаками. Опять же: для нас это может быть не совсем понятно, ведь Церковь присутствует в нашей жизни как некий фон, мы можем не быть воцерковлёнными христианами, можем и вовсе не быть христианами, но Церковь присутствует как историческое и общественное явление. В какой бы части света мы ни находились — Церковь есть везде. Тот мир, в котором жил апостол Павел, был совсем другим. Церковь лишь начинала свой исторический путь, ещё не существовало ни одного христианского храма, были лишь общины верующих, и среди них был Дух Святой, было Царство Божие. Конечно, первые христиане ценили то богатство, которое они обрели. Но человек привыкает ко всему, привыкает он и к Церкви, как следствие, он рискует утратить первоначальное благоговение.
Эта опасность подстерегает любого христианина, и нынешнее краткое апостольское чтение подсказывает нам способ противодействия ей: нужно учиться помнить о действиях Божиих в нашей жизни, помнить и ценить их.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О зависти». Протоиерей Андрей Рахновский
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе с протоиереем Андреем Рахновским читали и обсуждали фрагменты из первого тома «Творений» святителя Василия Великого, посвященные зависти: в чем причина этого духовного недуга, почему именно эту страсть сложнее всего в себе обнаружить, о чем стоит помнить при общении с завистливым человеком, а также что может помочь в преодолении зависти.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов











