
Впервые я солгала, когда уже училась в школе. Наверняка и раньше доводилось говорить неправду или хитрить — наивно, по-детски. Но совершенно сознательно придумала оправдывающую меня историю и именно солгала я тогда, в начале своего пятого учебного года.
Сама история-то была реальной. Только моя маленькая, но уже грешная, душа решила использовать её в своих интересах.
Перед каникулами мы получили от учительницы небольшое задание по природоведению. Засушить летом какие-нибудь растения и сделать гербарий. Любой — хоть из полевых цветов, хоть из листьев деревьев. Я ни секунду не сомневалась, из чего будет моя коллекция. Ну, конечно же, из разных колосков! Ведь каникулы предстояло снова провести у бабушки в деревне. А я ещё в прошлом году разобралась, как выглядят пшеница и овёс и чем отличаются так похожие друг на друга рожь и ячмень.
Занятий в деревне у детей хватает. Надо успеть и в речке искупаться, и шалаш построить, и со старшим братом коров попасти. То земляника поспела, то яблоки то орехи... Не до гербариев! Да и созревают злаки позже, ближе к осени. Есть ещё время!
В то лето в нашей деревушке произошло ужасное происшествие. Пожар! Взрослые говорили потом, что из-за неосторожного обращения с керосинкой. Загорелась крайняя на нашей улице бревенчатая изба, а находилась она всего в нескольких домах от нашего. Ох, и натерпелись мы страху! На всякий случай стали даже выносить вещи и складывать их внизу, под горкой. Но на другие постройки пламя не перекинулось. И из людей никто не пострадал,.
Пожар произвёл на меня незабываемое впечатление, а фантазия дорисовала продолжение истории. В ней среди спасаемых от огня пожитков оказался так и не собранный мной гербарий. И, естественно, он получил такие повреждения, что принести в школу я его не смогла.
В общем, в начале учебного года я объяснила отсутствие коллекции обстоятельствами непреодолимой силы. Хотя, конечно, я ещё не знала таких слов. Думаю, опытная учительница поняла, что я лгу:
— Это правда? — переспросила она, видимо, надеясь на моё покаяние. Хотя и это слово мне ещё не было известно...
— Правда... — солгала я ещё раз, краснея как рак и сгорая от стыда. Угасить который оказалось труднее, чем тот пожар.
Та ложь жгла меня много лет. До момента, когда я наконец добралась до этого, казалось бы, детского греха на исповеди. К сожалению, к моменту моего прихода в храм грехов набралось такое количество, что они засыпали первую ложь.
А ведь, может, именно с неё всё и началось? Ведь душа все годы это помнила...
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
16 июня. О заботах человека

В 6-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем».
О заботах человека — священник Алексий Дудин.
Мы все с вами прекрасно знаем, что человек — это не бабочка-однодневка, и заботиться о будущем для человека — естественно. Он, безусловно, должен думать о будущем себя самого. Он должен думать о будущем своей семьи, должен думать о будущем своей церкви, должен думать о будущем своего Отечества.
Так почему же Христос сказал именно эти слова и именно таким образом? А это объясняется следующим образом: человеку свойственно подменять тяжелое более легким, и заботу о небесном и духовном подменять заботой о земном. Поэтому для того, чтобы человек не скатывался в постоянную заботу о земном, Господь провёл такую духовную границу безопасности.
Господь, во-первых, знает и говорит нам о том, что все благое, что мы творим на этой земле, мы можем сделать только с помощью Божией. И человек, опытно знающий об этом, всегда просит Бога, чтобы Господь благословил его дела. Без этого благословения не получится ничего доброго.
Не нужно излишне заботиться о завтрашнем дне, но в каждом своем деле помнить, что успех человека зависит не только от его собственного произволения, но зависит от этого произволения и того благословения, которое должен дать Бог. И в этой формуле это благословение является решающим фактором.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июня. О словах из послания Апостола Павла к римлянам

В 3-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Нет делающего добро, нет ни одного».
О понимании этих слов — игумен Назарий (Рыпин).
Святой апостол Павел говорит о том, что никто не оправдывается перед законом. И хотя закон дан был иудеям — они тоже не исполняли закон. Именно закон духовный прежде всего. Закон больше дан для того, чтобы явился грех, как говорит апостол. Но не оправдываются законом ни иудеи, ни эллины. И как раз в свидетельство того, что все под грехом, он и приводит эти слова и много других слов, цитируя Священное Писание Ветхого Завета.
Говоря о том, что мы оправдываемся только верой в Иисуса Христа, который искупил человеческий род, который взял вину наших прегрешений на себя. И именно верой в Него мы оправдываемся, чтобы человек не надеялся лишь на собственные дела.
И, конечно же, состояние духовное не только современников апостола Павла, но и нас с вами, и во все времена, не самое лучшее, потому что человек так или иначе согрешает. Церковь — это не собрание святых, а толпа кающихся грешников.
Поэтому, безусловно, мы уповаем не на собственные дела, не на то, что мы делаем перед Богом, но на ту веру, исходя из которой мы эти дела совершаем, безусловно. Потому что вера без дел тоже мертва, но всё же мы не надеемся только на свои дела. То есть нужна вера, которая является действенным началом, руководящим началом к нашей деятельной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июня. О духовном смысле Апостольского поста

Сегодня 16 июня. Начало Апостольского поста.
О его духовном смысле — священник Родион Петриков.
Сегодня начинается Апостольский пост. Время, когда Церковь призывает нас пройти вслед за учениками Христа, которые постились перед тем, как отправиться на проповедь по всему миру.
Но что делает этот пост таким особенным? Конечно, это не только просто традиции или пищевые ограничения. Апостольский пост — это школа внутренней свободы, где мы учимся подчинять тело духу, а шум повседневности — тишине молитвы.
В Нагорной проповеди Христос говорит нам: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры». То есть важно не превратить пост в формальность, а наполнить его смыслом. Истинный пост — это не только отказ от скоромного, но и активная любовь,прощение обид, помощь ближнему и борьба со своим эгоизмом.
В мире, где все мгновенно — от еды до информации,— пост становится противоядием от поверхностного отношения к жизни. Пост замедляет нас, чтобы мы могли услышать Бога, ближних и самих себя. Как апостолы готовились к служению через пост и молитву, так и мы через эти дни можем стать ближе к тем, кто страдает, и яснее понять свое призвание.
Пусть этот Апостольский пост станет для нас не тяжкой обязанностью, а дорогой к духовной радости, той, что рождается, когда мы жертвуем малым ради великого: временем ради молитвы, комфортом ради милосердия и гордыней ради смирения.
Все выпуски программы Актуальная тема