![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/detail20240505-VSN01518-obr-1-1.jpg)
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
25 декабря 1812 года, в праздник Рождества Христова, остатки наполеоновской армии в спешке покидали Россию, которая так и не покорилась Бонапарту. Война завершилась для противника полным разгромом. В этот день император Александр I издал Высочайший Манифест о строительстве в Москве храма Христа Спасителя — «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». Был объявлен конкурс проектов будущего храма. Победила работа почти неизвестного тогда архитектора Карла Магнуса Витберга. По его задумке, величественный собор высотою более двухсот метров, с двумя колоннадами, должен был увенчать одну из возвышенностей на Воробьёвых горах и стать символом величия русского народа, покровительства Духа Святого и благорасположения Божия к России.
28-летний Витберг принялся за работу с большим воодушевлением. По его задумке, грандиозное строение должно было представлять собою три объединённых храма — нижний, средний и верхний. На площадке перед храмом Витберг планировал установить две 100-метровые триумфальные бронзовые колонны. И отлить их из захваченных у врага трофейных орудий. На подготовительные мероприятия ушло два года. Утверждая окончательный проект, император сказал архитектору: «Вы заставили камни заговорить».
В 1817 году, 24-го октября по новому стилю, Россия праздновала пятую годовщину изгнания наполеоновских войск из Москвы. В тот день на Воробьевых горах напротив Лужнецкой слободы состоялась торжественная закладка храма. Император собственноручно положил в основу будущего фундамента первый камень. Интересно, что незадолго до этого события архитектор Карл Витберг перешёл из протестантизма в православие. В крещении он принял имя Александр, а император стал его восприемником.
Началось строительство. Продвигалось оно непросто, и не только по причине масштабности проекта. Оказалось, что грунт на Воробьёвых горах совсем не подходит для возведения столь грандиозного строения, каким задумал Витберг Храм Христа Спасителя. Земля попросту оседала под тяжестью камней. Таким образом, к 1825 году строителям не удалось завершить даже фундамент будущего храма. Тем временем, почившего императора Александра сменил на российском престоле Николай Первый. Он поручил разобраться с долгостроем на Воробьёвых горах. В результате строительство храма на этой местности признали невозможным и остановили.
Но величественный Храм Христа Спасителя, памятник героям войны 1812-го года, всё же вознёсся над Москвой. Спустя 42 года, в июне 1883-го на Волхонке состоялось торжественное освящение здания, построенного по проекту архитектора Константина Тона. В его фундамент легли камни того, первого храма, который должен был стоять на Воробьёвых горах. И пусть новый храм внешне ничем не напоминал своего предшественника, он, по изначальному замыслу, стал символом Божьего промысла о России и разделил с Отечеством его историческую судьбу. Разрушенный большевиками в 1931-м, сегодня Храм Христа Спасителя снова сияет куполами над столицей, как свидетель возрождения веры и страны.
Защитить от разрушения Никольский храм в селе Мотовилово
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/Hram.png)
Житель Москвы Николай Зимин недавно присоединился к проекту фонда «Белый ирис» - «Школа хранителей храмов». И неспроста - мужчина решил восстановить полуразрушенную церковь во имя святого Николая чудотворца в селе Мотовилово Рязанской области. А началось всё вот с чего.
Николай занимался изучением своей родословной и выяснил, что его пра-пра-дедушка был купцом и на свои средства построил тот самый Никольский храм. В память о родном человеке мужчина решил возродить святыню. Но было и ещё кое-что. Информация о об этой церкви появилась в жизни Николая в особый момент. С началом специальной военной операции мужчина стал усердно молиться за мир на земле, за свою семью, сыновей. Николай дал Богу обет, что, если с его родными будет всё в порядке, он обязательно поможет храму или поставит часовню. А спустя время узнал об истории пра-пра-дедушки и Никольской церкви, которой нужна помощь.
«Жизнь – удивительная штука», - замечает мужчина. Сейчас он проходит обучение в «Школе хранителей храмов». «У меня есть финансовые и организационные ресурсы, но этого недостаточно», - говорит он. «Я хочу узнать о возможностях и опыте других людей. А ещё – найти помощников, ведь одного меня на всё не хватит. В Мотовилово даже дороги нормальной нет. Хочу повлиять на судьбу Никольского храма, возродить его для людей, заодно, надеюсь, и в селе что-то поменяется».
Первым делом важно защитить храм Николая чудотворца от осадков и дальнейших разрушений, то есть провести противоаварийные работы. С этим поможет фонд «Белый ирис». Он открыл сбор для храма Николая чудотворца в селе Мотовилово Рязанской области. Если и вы хотите его поддержать, переходите на сайт фонда: https://nasledie-iris.org/projects/nikolskij-hram-razrabotka-proekta-konservaczii/.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
«Генерал Федор Федорович Абрамов». Константин Залесский
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2023/08/image-30-06-23-06-16-1-1.jpg)
Константин Залесский
Гостем программы был историк Константин Залесский.
Разговор шел о непростой, но яркой судьбе генерала Федора Федоровича Абрамова, одного из участников Белого движения в период гражданской войны в России, почему он пользовался уважением как у руководства, так и у солдат, и как сложилась его жизнь в эмиграции.
«Храмовая архитектура». Дмитрий Остроумов
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/Dmitrij-Ostroumov.jpg)
У нас в гостях был архитектор, руководитель мастерской «Прохрам», член совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, профессор Международной академии архитектуры Дмитрий Остроумов.
Наш гость рассказал о своем пути к вере, о том почему начал заниматься именно строительством храмов и в чем особенность современной церковной архитектуры.