
Деян., 43 зач., XX, 7-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В околоцерковном фольклоре есть такая поговорка: «Велеречивый проповедник — крест для паствы», её можно немного перефразировать и сделать более понятной плохо знакомым с церковнославянским языком людям: «Многословный проповедник — мучение для паствы». Действительно, проповедник, который, начав проповедь, никак не может её закончить, который добавляет всё новые и новые темы в свою речь, — это беда, регулярно слушать такого человека весьма непросто. В семинариях будущих священников учат не быть такими проповедниками. Правда, есть одно исключение: много и долго говорить можно при условии, что проповедник способен творить те чудеса, которые творил апостол Павел, и об одном из которых мы можем прочитать в 20-й главе книги Деяний святых апостолов. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 20.
7 В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.
8 В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.
9 Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.
10 Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем.
11 Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел.
12 Между тем отрока привели живого, и немало утешились.
С самых первых дней исторического бытия Христовой Церкви христиане почитают день Христова Воскресения — «первый день недели» по счёту книги Деяний или же седьмой день недели по нашему современному счёту, в этот день мы всеми силами стараемся посетить храм и приобщиться Телу и Крови Христовых. Если же какой-то христиан не ощущает в себе такого стремления, то древние церковные правила задают ему крайне неприятный вопрос: а точно ли он христианин, может, ему стоит как-то уточнить и скорректировать свою самоидентификацию?
События только что прозвучавшего рассказа книги Деяний происходили в воскресный день: люди собрались ради воспоминания Тайной вечери, Страданий, Смерти, Воскресения, Восхождения на Небеса и Второго Пришествия Спасителя, совершив евхаристическую трапезу, христиане не стали расходиться, они пребывали вместе ради поучений апостола Павла. Конечно, апостол Павел никого не принуждал себя слушать, люди делали это лишь по стремлению к совершенству в вере. Однако плоть есть плоть, и мы далеко не всегда способны противостоять её требованиям, особенно же непросто это делать в юности, и нет ничего удивительного в том, что молодой человек уснул, как нет ничего удивительного и в его дальнейшем падении из окна.
Конечно, собравшиеся не были бездушными роботами, а потому их очень встревожило случившееся, упавший юноша вряд ли мог бы пережить падение с высоты, но его спасло от смерти вмешательство апостола Павла, которое хоть и не классифицируется книгой Деяний как чудо, тем не менее было несомненным чудом, что и послужило причиной включения этого рассказа в книгу апостольских Деяний. Более того, здесь невозможно не заметить параллели с двумя воскрешениями мёртвых, описанными в Третьей и Четвёртой книгах Царств, эти воскрешения совершили пророки Илия и Елисей, они, как и апостол Павел, в буквальном смысле прижимались к умершим, именно это их действие стало центральным в чуде воскрешения мёртвых.
Но какой вывод можно сделать из этой истории, помимо очевидного вывода об особой благодати, данной апостолу Павлу Богом? Пожалуй, вывод здесь может быть только один, его мы можем найти в Послании к Евреям, он многим известен, однако мы склонны о нём забывать, а потому не лишним будет его повторить: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.