
То, о чем я сегодня рассказываю, для меня самой очень странно. Поэтому начну с самого события, а потом, если получится, попытаюсь осмыслить. Событие впрочем нехитрое. Мой любимый муж засобирался ехать в свой далекий город, а я должна была остаться в загородном домике в Подмосковье. Нюансик тут только один: я никогда в жизни не оставалась одна за городом. К счастью, дочь оставила мне своего песика, обаятельного охранника, не способного обидеть и мухи.
Пока я проводила мужа, переделала кучу дел в городе, — очень устала, и ехала домой, уверенная, что теперь просто засну в загородной тишине. Не тут-то было! Подъезжая к дому, я явственно почувствовала, что какое-то нестерпимое чувство буквально «колотится», врывается в мое сердце.
Страх. Непонятный, нелогичный, но, возможно, знакомый многим женщинам ночью за городом — страх.
Что такое? — уговаривала я себя. Тебя встретит песик, рядом живут соседи, с которыми знакомы с детства. Нет, страх был откуда-то не из области логики. Он был таким глубинным, непонятным, древним, как будто.
Меня стало потряхивать, когда я вошла в свой темный двор. Рука задрожала, когда я вставила ключ в замок. Благо, из домика вырвался неистовый в своей любви дочкин пес. В домике что-то подозрительно заскрипело... Шаги? Мыши? Крысы? Воры?
При свете ничего этого не обнаружилось, просто дома живут своей жизнью в тишине, живут и дышат.
Пол-ночи я пыталась заснуть, не обращая внимания на вздохи и поскрипывания домика. Пес меня охранял, успокаивал. Утром оказалось, что я все же заснула, но точно под рассвет и точно не выспалась.
Зато на следующий день меня ждала беседа он-лайн с одной замечательной, очень вдохновенной матушкой. Это было по работе. Я приступила к беседе немного бледная, совсем ослабевшая и в тяжких мыслях: а как будет следующей ночью? Так же страшно?
С матушкой мы говорили о том, как православному человеку понять про себя важную вещь: чего на самом деле, глубинно, на уровне души — он хочет?
Как это уловить, именно глубинно? Полюбить себя, чтобы полюбить другого на уровне своей самореализации. Переводя на простой язык: понять, где и как можно послужить Богу и ближнему? Но, внимание, послужить так, как Бог тебе дал. А для этого надо очень вслушаться в себя, подумать о том, какие таланты тебе даны, и как тебе их вынести наружу, «из себя»?
Так глубоко «копнула» матушка, так было интересно спросить себя: а чего я НА САМОМ ДЕЛЕ хочу?.. Под впечатлением от этого разговора я вышла во двор своего домика. Думай, думай! Как это, понять, чего ты хочешь? Истинные желания, заложенные Творцом?
Пока я приготовила обед, погуляла с песиком, доделала работу, заварила чай, позвонила детям... наступила ночь. И — вот же чудо! — я посмотрела ей в глаза задумчиво и без страха. Чего я хочу? Чего хочет от меня Бог? Вопросы оказались слишком серьезные, чтобы тратить время жизни на тревожность. Как если бы матушка, моя собеседница, одним вопросом вылечила меня от страха. Или все-таки, как говорят святые отцы, от «страхования». То есть, когда не ты сам боишься, а кто-то совсем противоположный Богу тебя «страхует»?
Как бы то ни было, вопрос о самореализации встал передо мной, как стена. Чего я хочу? Что мне дано? Как мне служить?
Страхи как-то чудесным образом разбились об это вопрошание. В молитве о помощи я заснула, с песиком в ногах. Как будто исцеленная от лишнего.
Вот правильно говорит мой духовный отец: страхи — они всегда не от Бога. От Него — только покой, поддержка и радость. Может такой интересный вопрос о своих истинных желаниях еще кого-то отвлечет от лишних пустых мыслей и страхований?
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема