![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/tree-nature-forest-wilderness-branch-wood-5233-pxhere.com-1-1.jpg)
Фото: Piqsels
Кто такие партизаны? Большинство наверняка ответят, что это простые люди, поднявшиеся против врага. Так сказать, добровольцы из народа. Это одновременно и правильно, и не совсем. Действительно, в ХХ веке партизанами стали называть гражданское население, которое самостоятельно вооружалось и собиралось в отряды для помощи армии в борьбе с противником. Как было, например, во время Великой Отечественной войны. Между тем ещё в XIX столетии слово «партизан» понимали совсем иначе.
Точки над i расставил один из ведущих российских специалистов по истории Отечественной войны 1812 года, историк нашего времени Андрей Попов. Он писал: «Современники никогда не называли отряды крестьян партизанскими; они обозначались иначе: вооружённые поселяне, ополчение». Партизанской же войной, подчёркивал учёный, считалось воздействие на тыл неприятеля именно армейских отрядов. Кем же были и как действовали партизаны 1812-го?
Наполеоновская армия, напавшая на Российскую Империю, значительно превышала по численности русские войска. Ведь на стороне Бонапарта сражались не только французы, но и представители почти всех европейских государств. При таком неравном соотношении необходимо было, помимо прочего, использовать против врага тактику истощения его сил в тылу. Другими словами — действовать скрытно, уничтожая вражеский транспорт, запасы продовольствия, коммуникации, линии связи. Это могли быть кратковременные набеги так называемых «летучих корпусов», то есть, способных действовать очень быстро. Партизаны добывали важные сведения о передвижении и численности неприятеля. Да и просто доставляли противнику разного рода беспокойства «чтобы лишить его необходимого отдыха и тем привести в изнурение и расстройство», как сообщает энциклопедия Отечественной войны 1812 года.
Фельдмаршал Кутузов, главнокомандующий Русской армией во время войны с Наполеоном, писал: «Партизан должен быть решителен и быстр». Именно поэтому в состав партизанских отрядов входила преимущественно лёгкая кавалерия: гусары, казаки. Первый в истории Отечественной войны 1812 года «летучий» корпус сформировал генерал Барклай де Толли чуть менее, чем через месяц после начала военных действий.
Среди партизан 1812 года есть те, чьи имена мы помним и сегодня. Пожалуй, самый известный из них — Денис Давыдов. Он писал стихи про гусарскую удаль, и сам сполна её проявил. В ноябре, во время битвы у деревни Ляхово, партизанский отряд под командованием Давыдова взял в плен бригаду генерала Шарля Ожеро — две тысячи солдат! Бок о бок в этом сражении с Давыдовым сражался и другой бесстрашный партизан — капитан Александр Сеславин. Он проявил себя не только на поле боя, но и в разведке. В ноябре 1812-го Сеславин сумел, спрятавшись на дереве, отследить передвижение Наполеоновской армии в сторону Малоярославца. Вовремя переданные сведения об этом помогли остановить и развернуть войска Бонапарта. Опоздай Сеславин с этой информацией хоть на день, и война бы затянулась. Позже он с улыбкой вспоминал, что на приёме у графа Шереметева увидел на стене собственный портрет: в полный рост, на дереве... Эта работа неизвестного художника тогда стала очень популярной.
Героические действия партизан Отечественной войны 1812 года своим патриотическим духом, безусловно, вдохновляли и партизан Великой Отечественной. И пусть к тому времени сами эти понятия немного сместились, цель у партизан осталась прежней — не щадя собственной жизни приближать Победу.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2015/10/05452f981490b14b1a95ec83c7a8ef6f7bf505db-1.jpg)
Рим., 79 зач. (от полу́), I, 7-12.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Stefan-Domuschi-1-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Трудные времена люди переживают по-разному. Разность точек зрения, разность в опыте жизни часто приводят к тому, что родственники и друзья ссорятся и не находят в себе сил для общения и любви. В то же время в поисках опоры люди находят единомышленников, создают новые сообщества... Очевидно, что христиане тоже задают себе подобные вопросы: в чём мы можем найти опору? Кто наши единомышленники? Ответы на эти вопросы прикровенно звучат в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.
9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас,
10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам,
11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему,
12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.
Как и любой другой человек, апостол Павел жил в обществе, занимался трудом, общался с людьми по самым разным, в том числе и бытовым поводам, ел, пил, отдыхал, читал современных ему авторов, которых потом цитировал в своих посланиях. По его собственным словам, он был фарисеем из фарисеев, то есть принадлежал к авторитетной и влиятельной группе людей, которые ощущали себя основой современного им иудейского общества. Он был учеником известного раввина Гамалиила и вполне мог рассчитывать на спокойную жизнь. Но вдруг, неожиданно для себя самого, апостол встретил Христа, и эта встреча изменила всю его жизнь. Люди, которые его уважали и любили, стали воспринимать его как врага и из единомышленника он стал для них оппонентом. Жизнь его изменилась кардинально, но нельзя сказать, что от него это не зависело. Нет, это было его свободным решением. Верность Христу и Его проповеди оказалась для апостола важнее всего остального. Спаситель стал Его опорой, а братья и сёстры во Христе новыми единомышленниками. Казалось бы, всё просто и ясно. Был человек одних взглядов, общался и дружил с одними людьми. Потом изменил взгляды и стал общаться с другими, в то время как с первыми рассорился и начал воспринимать их как врагов. Обычно так всё и происходит... Но в жизни апостола Павла всё было несколько иначе. После всех перемен, которые с ним произошли, иудеи действительно изменили своё отношение к нему, но он не изменил своего отношения к ним. И этот факт чрезвычайно важен для понимания того, что такое христианство. Да, апостол считал, что иудеи ошибаются. Действительно, у него появились новые друзья и единомышленники, как из иудеев, так и из язычников, но любовь ко всем прежним друзьям и единомышленникам осталась. Иудействующие ненавидели его и даже стремились убить, но вера Христова преобразила его отношение к людям. Апостол Павел научился любить язычников и это было нечто новое и удивительное, но ещё поразительнее, что он продолжил любить тех, кто от него отвернулся. Ему открылся совершенно новый опыт, потому что он вдруг услышал слова Христа: если вы любите любящих вас, какая вам польза, не так ли делают и язычники"? И вместо того, чтобы отречься от тех, кто отрёкся от него, апостол продолжил за них переживать, продолжил за них молиться, продолжил желать им спасения.
Где апостол Павел всему этому научился? В чём находил утешение в те моменты, когда его осуждали, когда гнали и преследовали? Ответ один: он учился этому в Церкви и находил утешение в вере Христовой. Церковь, объединявшая людей разных культур и взглядов, оказывалась для него местом поддержки. Поддержки не политической или культурной, не социальной или бытовой... Все эти сферы могут объединять, но могут и разделять людей. Церковь же и вера в Иисуса Христа стала для него поддержкой и опорой в любви, которую он стремился проявлять ко всем людям.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь зависимым людям в Санкт-Петербурге
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/Favor.jpg)
Диакон Кирилл Шабров из Санкт-Петербурга служит в православной Церкви, а также 20 лет помогает людям, зависимым от алкоголя и наркотиков. Отец Кирилл трудится психологом в благотворительной общественной организации «Фавор». Здесь действует амбулаторная программа помощи зависимым. То есть каждый день, в течение трёх месяцев, люди приходят сюда на занятия со священниками и психологами. Такая программа реабилитации подходит не всем, ведь зависимый человек продолжает находиться в привычной среде и всякий раз вынужден испытывать себя на стойкость. Но в то же время, если он остаётся в социуме, у него есть семья, работа – это поддерживает его в борьбе с зависимостью. Главное - подопечный должен сам захотеть избавиться от этой болезни.
По словам диакона Кирилла, сложнее выздоравливать тем, кто верит в свой контроль над ситуацией. Но спасти зависимых может только полная трезвость. Однако в «Фаворе» — это не единственная цель. Местные специалисты, прежде всего, помогают человеку изменить взгляд на жизнь и впустить в неё Бога.
Петербуржец Борис прошёл реабилитацию пять лет назад. «Я очень удивился, когда меня спросили: «зачем тебе нужна трезвость?», - говорит мужчина. - Я думал, что она мне просто необходима и всё, а о том, что буду делать после - не задумывался. Оказалось, мне нужно научиться по-новому преодолевать трудности и переживать эмоции. Чтобы в будущем не заливать всё это алкоголем, а именно проживать».
В общественной организации «Фавор» зависимые люди бесплатно получают профессиональную помощь. У них появляется шанс на новую жизнь.
Проекту «Фавор» очень важна поддержка. Узнать об этом больше можно на сайте: miloserdie.ru, в разделе «Где нужна помощь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
«Намоленность храмов». Свящ. Сергий Старокадомский, Ирина Языкова
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/o.-Sergij-Starokadomskij-Irina-Jazykovka.jpg)
У нас в студии были настоятель храма святителя Алексия Московского в деревне Середниково священник Сергий Старокадомский и искусствовед, кандидат культурологии Ирина Языкова.
Разговор шел о том, какое значение вкладывается в распространенное понятие «намоленность храма», как разные поколения людей вносили свой вклад в архитектуру и убранство храмов и как это влияет на церковную жизнь современных прихожан.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер