
Фото: Piqsels
Кто такие партизаны? Большинство наверняка ответят, что это простые люди, поднявшиеся против врага. Так сказать, добровольцы из народа. Это одновременно и правильно, и не совсем. Действительно, в ХХ веке партизанами стали называть гражданское население, которое самостоятельно вооружалось и собиралось в отряды для помощи армии в борьбе с противником. Как было, например, во время Великой Отечественной войны. Между тем ещё в XIX столетии слово «партизан» понимали совсем иначе.
Точки над i расставил один из ведущих российских специалистов по истории Отечественной войны 1812 года, историк нашего времени Андрей Попов. Он писал: «Современники никогда не называли отряды крестьян партизанскими; они обозначались иначе: вооружённые поселяне, ополчение». Партизанской же войной, подчёркивал учёный, считалось воздействие на тыл неприятеля именно армейских отрядов. Кем же были и как действовали партизаны 1812-го?
Наполеоновская армия, напавшая на Российскую Империю, значительно превышала по численности русские войска. Ведь на стороне Бонапарта сражались не только французы, но и представители почти всех европейских государств. При таком неравном соотношении необходимо было, помимо прочего, использовать против врага тактику истощения его сил в тылу. Другими словами — действовать скрытно, уничтожая вражеский транспорт, запасы продовольствия, коммуникации, линии связи. Это могли быть кратковременные набеги так называемых «летучих корпусов», то есть, способных действовать очень быстро. Партизаны добывали важные сведения о передвижении и численности неприятеля. Да и просто доставляли противнику разного рода беспокойства «чтобы лишить его необходимого отдыха и тем привести в изнурение и расстройство», как сообщает энциклопедия Отечественной войны 1812 года.
Фельдмаршал Кутузов, главнокомандующий Русской армией во время войны с Наполеоном, писал: «Партизан должен быть решителен и быстр». Именно поэтому в состав партизанских отрядов входила преимущественно лёгкая кавалерия: гусары, казаки. Первый в истории Отечественной войны 1812 года «летучий» корпус сформировал генерал Барклай де Толли чуть менее, чем через месяц после начала военных действий.
Среди партизан 1812 года есть те, чьи имена мы помним и сегодня. Пожалуй, самый известный из них — Денис Давыдов. Он писал стихи про гусарскую удаль, и сам сполна её проявил. В ноябре, во время битвы у деревни Ляхово, партизанский отряд под командованием Давыдова взял в плен бригаду генерала Шарля Ожеро — две тысячи солдат! Бок о бок в этом сражении с Давыдовым сражался и другой бесстрашный партизан — капитан Александр Сеславин. Он проявил себя не только на поле боя, но и в разведке. В ноябре 1812-го Сеславин сумел, спрятавшись на дереве, отследить передвижение Наполеоновской армии в сторону Малоярославца. Вовремя переданные сведения об этом помогли остановить и развернуть войска Бонапарта. Опоздай Сеславин с этой информацией хоть на день, и война бы затянулась. Позже он с улыбкой вспоминал, что на приёме у графа Шереметева увидел на стене собственный портрет: в полный рост, на дереве... Эта работа неизвестного художника тогда стала очень популярной.
Героические действия партизан Отечественной войны 1812 года своим патриотическим духом, безусловно, вдохновляли и партизан Великой Отечественной. И пусть к тому времени сами эти понятия немного сместились, цель у партизан осталась прежней — не щадя собственной жизни приближать Победу.
Все выпуски программы Открываем историю
5 июля. О Христе как Спасителе

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «К Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных».
О Христе как Спасителе — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В обычной жизни люди могут помогать друг другу: например, кто-то несет тяжёлый груз, другой готов оказать ему поддержку. Нечто подобное происходит и в духовной жизни. Господь, видя неспособность справиться с грехами и их последствиями, помогает нам, берёт этот греховный груз на себя.
Так об этом сказал пророк Исаия: «Он взял на себя наши немощи и понёс наши болезни. Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего было на нём, и ранами его мы исцелились». Хочу заметить два момента.
Во-первых, Господь помогает нам освободиться от греха не без нашего участия. Он не просто изглаживает наши грехи, мол, захотел и сделал, а только при осознании нами сделанного поступка и деятельном покаянии. Во-вторых, мы должны понять, какая высокая цена заплачена за освобождение нас от грехов. Давайте постигнем эти слова пророка: «Ранами его мы исцелились». То есть, чтобы нам быть свободными от рабства греха и духовно здоровыми, Богочеловеку пришлось отдать свою жизнь за нас.
Такая высокая цена заплачена за наше бессмертие. Осознаем бесконечную любовь Бога и ответим на неё чистотой помыслов и дел.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 июля. О святости и отречении от греха

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем».
О святости и отречении от греха — архимандрит Силуан (Пасенко).
«Вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же— для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем». В этих словах запечатлена принципиальная невозможность, точнее, неприемлемость грешить —настолько, насколько это невозможно для мертвеца.
Святой богослов V века Феодорит, епископ Кирскийтак замечал: разве кто-то видел, чтобы покойник осквернил чужое ложе или обагрил руки кровью? Так же и христианин: его словно больше нет для зла. Он не позволяет себе быть орудием дьявола ни в делах, ни в поступках.
Это состояние называется святостью. Оно является буквальным исполнением заповеди подавления Богу:«Будьте святы, как Я». Без этого условия самоотречения, отчуждения от греха, невозможно вступить в вечность, потому что там нет места для порока.
Поэтому так категоричен образ святости: словно тебя больше нет для этого мира или зла. Эти слова читаются в самом начале церковного пути христианина — при крещении, как главное наставление на его грядущую жизнь в Святой Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 июля. О подвиге Евсевия Самосатского

Сегодня 5 июля. День памяти Священномученика Евсевия Самосатского, жившего в четвёртом веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Евсевий Самосатский — героический святой IV века, епископ и борец с арианской ересью в эпоху, когда после Никейского собора власть в Римской империи перешла к сыновьям Константина Великого, которые открыто боролись с православием и поддерживали арианство. Время подвига Евсевия — 60-е и 70-е годы IV века.
Евсевий отказался передать царю Констанциютекст с постановлениями Антиохийского собора, где говорилось об избрании другого великого отца церкви, святого Мелетия, на эту апостольскую кафедру. Документ нужен был еретикам, чтобы отменить избрание.
Он был другом и собеседником Григория Богослова и Василия Великого. С последним вёл переписку, поддерживал его избрание на Кесарийскую Каппадокийскую кафедру.
Под видом воинского чиновника святой Евсевийобошёл Сирию, Финикию и Палестину, где рукополагал православных в священный сан.
С воцарением благочестивого императора Феодосия Великого Евсевий вернулся в свою епархию в сирийский город Самосаты. Именно тогда в соседнем селении одна из фанатичных женщин, сторонниц арианской ереси, бросила с городской стены кусок черепицы ему на голову. От тяжелейшего ранения святой скончался.
Жизнь его — удивительный пример библейского бесстрашия. Его кончина — свидетельство того, что мученичество — это дар Божий и может ждать христианина в любые, даже кажущиеся безопасными, времена.
Все выпуски программы Актуальная тема