
А давайте поговорим о любви! Конкретнее — о любви к себе. Я решила разобраться с этим вопросом, поскольку очень уж часто встречаю безапелляционные утверждения на эту тему. В том плане, что любить себя не просто не грешно, но и очень важно. Более того — нужно этой любви учиться.
Когда эти рассуждения только входили в моду, а значит — в общественное сознание, я их интуитивно чуралась. Очевидно же, что это продолжение рекламного слогана «Ты этого достойна!» и нами опять манипулируют! Дескать, люби себя — купи себе, любишь себя — балуешь себя, потакаешь малейшим потребностям...
Но всё оказалось не так просто, когда в прессе появились рассуждения с приведением цитат из Евангелия. Не раз и не два читала, что нужно любить себя непременно, иначе не сумеешь полюбить ближнего своего, как самого себя. И вывод о первичности любовного самообслуживания просто напрашивается. Дескать, чутко следи, не обделён ли ты любовью. Своей собственной!
На мой взгляд, в подобных рассуждениях — лукавство. И христианству они противоречат. Я это на собственном опыте поняла. Пусть ненадолго, на несколько недель, но поддалась информационной обработке под лозунгом «люби себя — и всем будет лучше!» Нет, лучше от этого не стало никому. Только хуже, и прежде всего мне. Потому что я стала внутренне напряжённой и какой-то обособленной.
Трудно ведь постоянно отслеживать свои потребности и блюсти свои границы. Вот тут, где хочется яблока и открытой книги в вечерней тишине, — я, а тут, где нужно выслушать проблему позвонившего вдруг приятеля либо прочитать только что написанный сыном текст, — уже не совсем я, а если соседка деньги собирает на обустройство нашего двора, так это уже совсем не я, меня не касается, ведь я решила себе купить на эти деньги хорошую краску для волос... Я, я, я...
Нет, всё в душе противится. Сложно Якать, остаёшься в одиночестве. Таким понимание любви к себе я лишь взращивала в себе ощущение
автономности и какой-то неприкаянности.
Святой Серафим Саровский говорил: «Спасись сам — и вокруг тебя спасутся тысячи». Но он имел в виду спасение во Христе, то есть через любовь самоотверженную! «Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Эти слова Спасителя не допускают двойных прочтений, здесь ясно указан путь спасения. Не потакать себе в желаниях и прихотях, принимать всё, что случается с тобою в жизни, спокойно, нести свой крест. И за Христом следовать. Его дорогой идти, дорогой жертвенной любви. Это очень высокая планка, высота святости, но ведь именно к ней мы, христиане, и призваны.
Конечно, я прошу у Господа здоровья и жизни безбедной, мне не стыдно об этом просить. Но я знаю, что в любом случае Он сделает так, как мне будет лучше и Сам всегда обо мне позаботится. А я буду стараться любить ближних и дальних, сердцем ощущая родство детей Божиих между собой. Отзываться на спонтанные просьбы, ломающие мои планы. Выслушивать, проникаться проблемами, заботиться. Мне так хочется, и я рада, если кому-то лучше жить становится от моего существования. Так легче, правда.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов