
Апостолы
Деян., 27 зач., X, 44 - XI, 10.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Всякий человек совершал в своей жизни поступки, которые вызывали неодобрительные отклики окружающих. Когда нарушаются общественные нормы, люди всегда оказываются возмущены и недовольны. Но бывают ли ситуации, в которых не нужно бояться никакого осуждения и поступать так, как считаешь нужным? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 10-й и 11-й глав книги Деяний апостольских, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
44 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.
45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников,
46 ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал:
47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?
48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.
Глава 11.
1 Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие.
2 И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его,
3 говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними.
4 Петр же начал пересказывать им по порядку, говоря:
5 в городе Иоппии я молился, и в исступлении видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне.
6 Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных.
7 И услышал я голос, говорящий мне: встань, Петр, заколи и ешь.
8 Я же сказал: нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои.
9 И отвечал мне голос вторично с неба: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
10 Это было трижды, и опять поднялось всё на небо.
Хотя люди не любят выслушивать оправданий, попадая в неловкую ситуацию, они сами зачастую начинают оправдываться, то есть объяснять остальным, почему они невиновны, несмотря на то что кажутся виновными. Нечто подобное мы услышали и сегодня. Причём претензии, которые предъявляли апостолу по современным меркам просто ужасные: он, оказывается, вошёл к необрезанным, то есть пребывал с ними в их доме и даже ел с ними. Сегодня мало кому придёт в голову обвинять христианина или даже священника в том, что он был в доме неверующего человека и даже ел с ним за одним столом. Да и как иначе проповедовать слово Божее, если смотреть на других как на людей второго сорта? Не в этом ли и заключается миссия сегодня, чтобы свидетельствовать самой жизнью о реальности Благой вести, о том, что жизнь по Евангелию действительно преображается и наполняется смыслом. Неслучайно и римские язычники тянулись к истинному Богу, и империя в конце концов приняла христианство, потому что жизнь в свете Христовой истины, при исполнении Евангельских заповедей действительно становится другой.
Впрочем, христианство было ещё очень молодо и все эти вещи были неочевидны для христиан из Иерусалимской общины. Хотя они поверили, что Иисус — Мессия, что Он воскрес из мёртвых, им было трудно выйти за рамки прежних представлений. Они продолжали воспринимать свой народ как единственный, который Богу по-настоящему нужен. Причём в подобных мыслях они не были одиноки. Позже в истории подобный подход к Богу многие пытались повторить, заявляя о своих особых отношениях с Творцом.
Апостол Пётр имел опыт неправильных поступков. Его рассказ о жизни со Христом лег в основу Евангелия от Марка, и мы видим, что он со всей откровенностью рассказывает про ошибочные ожидания учеников, про их слабости и самоуверенность... Имея весь этот опыт, он мог бы начать сомневаться в правильности своего подхода. Однако у него нет никаких сомнений, и он совершенно спокойно ссылается на Бога и Его волю, которая была открыта ему в видении, а потом и в чудесном сошествии Духа на бывших учеников.
Подобным же образом нужно действовать и нам. Конечно, общество бывает право во многих своих решениях, ведь исторически законы христианских государств основывались на Евангельских заповедях. В то же время в некоторых своих взглядах общество явно от этих заповедей отошло. Сложно сказать, можем ли мы, как христиане, его переделать, но сами мы должны следовать Евангельской правде, несмотря ни на что.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Деяния святых апостолов

Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 51 зач., XXVIII, 1-31.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня во время литургии в православных храмах звучит заключительная — 28-я — глава книги Деяний святых апостолов. Эта глава производит очень оптимистичное впечатление: апостол Павел проповедует в Риме, и нет ничего, что препятствовало бы его проповеди. Однако если мы будем внимательны к словам книги Деяний, то мы увидим очень интересную особенность: благоприятное время для проповеди отнюдь не было благоприятным в жизни проповедника, то есть апостола Павла. Давайте послушаем звучащие сегодня за богослужениям слова Нового Завета.
Глава 28.
1 Спасшись же, бывшие с Павлом узнали, что остров называется Мелит.
2 Иноплеменники оказали нам немалое человеколюбие, ибо они, по причине бывшего дождя и холода, разложили огонь и приняли всех нас.
3 Когда же Павел набрал множество хвороста и клал на огонь, тогда ехидна, выйдя от жара, повисла на руке его.
4 Иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек — убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить.
5 Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда.
6 Они ожидали было, что у него будет воспаление, или он внезапно упадет мертвым; но, ожидая долго и видя, что не случилось с ним никакой беды, переменили мысли и говорили, что он Бог.
7 Около того места были поместья начальника острова, именем Публия; он принял нас и три дня дружелюбно угощал.
8 Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе; Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его.
9 После сего события и прочие на острове, имевшие болезни, приходили и были исцеляемы,
10 и оказывали нам много почести и при отъезде снабдили нужным.
11 Через три месяца мы отплыли на Александрийском корабле, называемом Диоскуры, зимовавшем на том острове,
12 и, приплыв в Сиракузы, пробыли там три дня.
13 Оттуда отплыв, прибыли в Ригию; и как через день подул южный ветер, прибыли на второй день в Путеол,
14 где нашли братьев, и были упрошены пробыть у них семь дней, а потом пошли в Рим.
15 Тамошние братья, услышав о нас, вышли нам навстречу до Аппиевой площади и трех гостиниц. Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился.
16 Когда же пришли мы в Рим, то сотник передал узников военачальнику, а Павлу позволено жить особо с воином, стерегущим его.
17 Через три дня Павел созвал знатнейших из Иудеев и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян.
18 Они, судив меня, хотели освободить, потому что нет во мне никакой вины, достойной смерти;
19 но так как Иудеи противоречили, то я принужден был потребовать суда у кесаря, впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ.
20 По этой причине я и призвал вас, чтобы увидеться и поговорить с вами, ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами.
21 Они же сказали ему: мы ни писем не получали о тебе из Иудеи, ни из приходящих братьев никто не известил о тебе и не сказал чего-либо худого.
22 Впрочем желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь; ибо известно нам, что об этом учении везде спорят.
23 И, назначив ему день, очень многие пришли к нему в гостиницу; и он от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков.
24 Одни убеждались словами его, а другие не верили.
25 Будучи же не согласны между собою, они уходили, когда Павел сказал следующие слова: хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию:
26 пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите.
27 Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
28 Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат.
29 Когда он сказал это, Иудеи ушли, много споря между собою.
30 И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему,
31 проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно.
Как мы только что услышали, книга Деяний святых апостолов закончилась возвышенными и радостными словами: «И жил Павел целых два года на своём иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян. 28:30). Однако мы помним, что в это же самое время апостол Павел был под домашним арестом. Конечно, этот арест не был идентичен аналогичной мере наказания в современном мире, но факт остаётся фактом: свобода апостола была существенным образом ограничена. У нас нет оснований полагать, что Павел сильно переживал по этому поводу, он, как и всегда, думал не о собственном благополучии, а о деле евангельской проповеди, условия же для проповеди были благоприятными, правда, апостол сам не мог идти к людям, поэтому люди шли к апостолу.
Нам не дано знать, какое количество верующих приобрела Церковь в те два года, о которых повествует книга Деяний, но кажется вполне очевидным, что эта проповедь была успешной, ведь её благословил Сам Христос, в видении сказавший Павлу: «Как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме» (Деян. 23:11).
Апостол Павел явил образец христианского восприятия происходивших с ним злоключений, он не терял веры, не терял доброго расположения духа и оптимизма, присущего всем по-настоящему верующим во Христа людям. В дальнейшем Церковь явила множество людей, которые имели тот же дух, что и святой апостол. В качестве одного из ярких примеров можно привести священномученика Илариона (Троицкого), он пострадал за Христа в 1929 году. Сохранились такие строки, написанные им из одиночного заключения: «Я уже привык не сидеть в тюрьме, а жить в тюрьме, как ты живёшь в своей квартире. Конечно, нелепого в моей жизни и было и есть немало, но нелепое для меня более смешно, чем мучительно. Зато есть у меня преимущества в моей жизни, из-за которых я согласен терпеть и разные нелепости... В самом деле. Имею здесь отдельную келию с достаточным освещением, с почти достаточным отоплением — и всё это бесплатно. Нужно тратить только несколько рублей в месяц, чтобы пансион был достаточным, — конечно, для такого безразличного к этим делам человека, как я. Но главное... самое милое то, что я могу без помехи отдаться своей первой и постоянной любви — науке, с которой жизнь было меня совсем разлучила... Здесь... меня ничто и никто не отвлекает».
Хочется надеяться, что примеры апостола Павла и всех от века просиявших святых помогут нам стяжать тот же самый христианский дух, помогут научиться во всём и всегда находить пользу для наших бессмертных душ!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Евгений Онегин»: драма потери себя». Протоиерей Павел Карташев

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел о драме потери себя и потенциала, заложенного Богом в человека на примере образов романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных жизни, творчеству и духовному пути А.С. Пушкина.
Первая беседа с экскурсоводом первой категории Государственного музея Александра Сергеевича Пушкина в Москве Анной Исаевой была посвящена детству и юности поэта;
Вторая беседа с писателем, публицистом Алексеем Бархатовым была посвящена ссылкам А.С.Пушкина;
Третья беседа с писателем, публицистом Алексеем Бархатовым была посвящена последним годам жизни А.С.Пушкина;
Четвертая беседа с протоиереем Павлом Карташевым была посвящена влиянию общества на человека на примере образов романа «Евгений Онегин».
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— День рождения А.С. Пушкина;
— Влияние произведений Пушкина на читателей;
— Пушкин в культуре: кино, театре и др.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер