
Фото: PxHere
Однажды мне было грустно. Так бывает, навалилось всё, проблемы со всех сторон... Я подошла к своему старшему сыну и говорю ему: «Ваня, помолись за меня, родной».
«Господи, помилуй!» — весело сказал Иван и перекрестился.
Я даже немного обиделась — слишком уж кратко помолился. А он увидел мое смятение и говорит: «Мама, да это же самая главная молитва!»
Молитва «Господи, помилуй» встречается почти во всех православных богослужениях. Часть службы, когда хор поёт «Господи помилуй» — называется ектения. Во время ектении священник или диакон возглашают молитвы — прошения, а хор подхватывает следом «Господи помилуй», иногда — троекратное «Господи помилуй» или «Подай Господи». Само слово «ектения» — греческое. В переводе оно означает «протяжное моление». Ектении бывают четырех видов: великая, малая, сугубая и просительная.
Во время великой ектении, тайно молясь в алтаре, священник просит Бога о самых главных духовных благах, о земном благоденствии, о даровании милости молящимся. Иногда эту ектению называют мирной, потому что начинается она словами священника или диакона «Миром Господу помолимся» (то есть помолимся с мирным духом).
Малая ектения — это короткий вариант великой. Она начинается словами «Снова и снова с мирным духом Господу помолимся» или по-церковнославянски «Паки и паки миром Господу помолимся». Давайте послушаем её в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Во время просительной ектении хор отвечает «Подай, Господи». Во время сугубой, то есть усиленной, ектении, хор отвечает троекратным «Господи, помилуй».
За многовековую историю православных богослужений сложились и музыкальные традиции исполнения ектении. Чаще всего её именуют по месту появления: Московская ектения, Киевская, Дивеевская. Бывают сложные и простые музыкальные варианты, много авторских. Но в Церкви сложилась традиция, что мелодия ектении не должна быть сложной. Иначе она будет отвлекать от главного — молитвы.
Мне, как и другим певчим церковного хора, трудно молиться во время службы. Богослужебные песнопения разные, бывают и сложные. Нужно быть внимательной к нотам, не отстать, не сбиться, ровно вести свою партию... Но именно во время ектении молиться оказалось проще всего. Собираюсь с мыслями, про себя вспоминаю имена родных и прошу от всего сердца. Самое время.
А молитву сына Ивана Бог действительно услышал и послал мне новую интересную работу.
Предлагаю ещё раз послушать малую ектению в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Псалом 108. Богослужебные чтения

Как пережить те обиды, которые нам нанесли люди? Как спрятать ту боль, которая нас мучит, и остаться доброжелательным к обидчикам? Ответ на эти вопросы находим в 108-м псалме, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 108.
1 Боже хвалы моей! не премолчи,
2 ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым;
3 отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины;
4 за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь;
5 воздают мне за добро злом, за любовь мою — ненавистью.
6 Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.
7 Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;
8 да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмёт другой;
9 дети его да будут сиротами, и жена его — вдовою;
10 да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих;
11 да захватит заимодавец всё, что есть у него, и чужие да расхитят труд его;
12 да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его;
13 да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде;
14 да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится;
15 да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле,
16 за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушённого сердцем, чтобы умертвить его;
17 возлюбил проклятие, — оно и придёт на него; не восхотел благословения, — оно и удалится от него;
18 да облечётся проклятием, как ризою, и да войдёт оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его;
19 да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.
20 Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!
21 Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня,
22 ибо я беден и нищ, и сердце моё уязвлено во мне.
23 Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу.
24 Колени мои изнемогли от поста, и тело моё лишилось тука.
25 Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами своими.
26 Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей,
27 да познают, что это — Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это.
28 Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется.
29 Да облекутся противники мои бесчестьем и, как одеждою, покроются стыдом своим.
30 И я громко буду устами моими славить Господа и среди множества прославлять Его,
31 ибо Он стоит одесную бедного, чтобы спасти его от судящих душу его.
Только что прозвучавший псалом — это молитва человека, которому окружающие люди доставили сильные страдания. И это не просто рядовая жалоба к Богу. Добрая часть псалма — это список проклятий, которые автор просит Бога обрушить на головы своих обидчиков и их семей. В этих проклятиях столько желчи, ярости и мстительности, что невольно задаёшь себе вопрос, а человек вообще понимает, что говорит? Как вообще может быть совместимо такое настроение и молитва? Да ещё и Бога человек пытается втянуть в свою одержимость.
На самом же деле, подобная реакция с нашей стороны обличает нас, а не автора псалма. Ведь нередко Бог, который живёт в нашем уме, это Тот, к Кому можно идти только если ты гладко выбрит, хорошо почистил зубы, надел чистую рубашку, наглаженные брюки, аккуратно уложил волосы. Только такой хороший мальчик или девочка приятны Творцу. Я так хочу быть отличником в Его и своих глазах, что часто заставляю себя скрывать то, что рвётся из меня наружу: неприязнь к людям, обиды, злопамятство, гнев, ненависть, боль. Я всячески стараюсь скрыть всё это и от Бога, и от себя. Потому что я просто не знаю, что делать со всем этим.
А здесь, в псалме, никто и ничего не скрывает. Псалмопевец признаёт свою боль и погружается в неё. И из этой темноты он вопит ко Творцу. Вопит как может, как получается. Ведь только Господь может вытащить его из этого тёмного места. А потому перед нами не безумие. Перед нами образец глубочайшей веры и очень искренних отношений с Творцом. Для псалмопевца Бог — это не Тот, к Кому он вынужден ходить на поклон раз в неделю и по праздничным дням. Давид остаётся с Богом и в повседневности, он делит с ним самые тяжёлые и невыносимые свои состояния.
Как именно Бог среагировал на вопли Давида, псалом нам не рассказывает. Если бы Бог карал наших обидчиков по всякой нашей просьбе, земля давно превратилась бы в пустыню. Но известно наверняка, что псалмопевец в точности исполнил заповедь Христа. В Евангелии Спаситель заповедует: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас». Другими словами, Господь словно говорит нам: «не высыпайте свою боль и всю свою грязь на головы других людей, не пытайтесь подавить этот негатив в себе и прикинуться, что всё нормально, ничего не происходит. Лучшее, что вы можете сделать, увидеть эту тьму, признать, что это ваше, и в молитве отдать Мне. Пусть даже эта молитва будет диким криком. Я за этим и пришёл, чтобы взять на Себя грех мира». И будем уверены, если приучим себя поступать по этой заповеди, постепенно наша душа станет чистой от всякого зла, она наполнится светом благодати, в неё придут мир, покой и любовь.
Псалом 108. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 108. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 108. На струнах Псалтири
1 Боже хвалы моей! не премолчи,
2 ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым;
3 отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины;
4 за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь;
5 воздают мне за добро злом, за любовь мою - ненавистью.
6 Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.
7 Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;
8 да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой;
9 дети его да будут сиротами, и жена его - вдовою;
10 да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих;
11 да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его;
12 да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его;
13 да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде;
14 да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится;
15 да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле,
16 за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его;
17 возлюбил проклятие,- оно и придет на него; не восхотел благословения,- оно и удалится от него;
18 да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его;
19 да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.
20 Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!
21 Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня,
22 ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне.
23 Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу.
24 Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука.
25 Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами [своими].
26 Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей,
27 да познают, что это - Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это.
28 Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется.
29 Да облекутся противники мои бесчестьем и, как одеждою, покроются стыдом своим.
30 И я громко буду устами моими славить Господа и среди множества прославлять Его,
31 ибо Он стоит одесную бедного, чтобы спасти его от судящих душу его.
5 июня. Об обетованиях Господа

В 16-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Истинно, истинно говорю вам: о чём ни попросите Отца во имя Моё, даст вам».
Об обетованиях Господа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Если Бог что-то обещает, то Он обязательно исполнит, кроме тех случаев, когда Его слова побуждают к изменению нравственного состояния людей, используются как педагогический приём.
Например, пророк Иона объявил ниневитянам: «Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена». Это были слова Господа, которые передал грешникам Божий пророк. Однако покаяние жителей Ниневии изменило гнев Божий на милость.
Здесь же, во время беседы Христа с учениками, Спаситель двойным повторением слова «истинно» усиливает обещание, придавая ему абсолютное значение.
Почему Господь готов исполнить любую просьбу Своих учеников? По двум причинам. Во-первых, эта просьба будет во имя Отца, то есть она не будет носить праздный характер, а направлена на проявление Божьей заботы о людях. Просьбы учеников будут полностью согласны с волей Божественной, отображением небесной любви. Во-вторых, просьбы апостолов будут исходить от чистого сердца. Ведь мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
Поэтому Христос готов выполнить и наши любые просьбы, лишь бы они касались спасения души и исходили от чистого сердца.
Все выпуски программы Актуальная тема