
Фото: PxHere
До наших дней дошло четверостишие, которые приписывают перу великого полководца Александра Васильевича Суворова. Строчки, говорящие о важности воинского Устава: «О, воин, службою живущий! Читай Устав на сон грядущий. И утром, ото сна восстав, читай настойчиво Устав!». Сам генералиссимус приносил воинскую присягу по Уставу, утверждённому в 1716 году императором Петром I. Это был первый в истории документ, в мельчайших деталях регулирующий армейскую жизнь. Воинский Устав Петра оказался настолько универсальным, что просуществовал полтора столетия практически без изменений. А все последующие Уставы формировались по его образу и подобию. Недаром петровский Устав называют «предтечей воинских уставов России».
Первые попытки ввести единый армейский Устав предпринял ещё отец Петра, царь Алексей Михайлович. В 1647 году он утвердил документ под названием «Учение и хитрость ратного строя пехотных людей Московского государства». Правда, по факту это был всего лишь дословный перевод с немецкого языка одной из европейских книг по военному искусству. Нормы устава никак не адаптировались под особенности русской армии, поэтому на деле были трудно выполнимы. Словом, воинский устав в России тогда существовал лишь номинально. С этим Пётр связывал многие военные неудачи Русского государства, о чём прямо заявлял в предисловии к своему новому Уставу: «Ни против кого стоять не могли, и о том свежа еще память. Ибо без порядку никакого добра ожидать нельзя». В результате Пётр, которого так любят упрекать в слепом копировании всего «немецкого», поступил намного дальновиднее своего отца. Как отмечал русский военный историк Павел Бобровский, воинский Устав Петра I представлял собою глубоко и зрело обдуманный свод из лучших европейских уставов конца XVII — начала XVIII столетия, согласованный с условиями быта русской армии и особенностями национального характера русского народа.
Исторический документ был подписан императором 30 марта 1716 года. Полное его название звучало так: «Устав воинский о должности генералов, фелт-маршалов и всего генералитета и протчих чинов, которые при войске надлежат быть, и о иных воинских делах и поведениях, что каждому чину чинить должно». В сущности, уже из названия можно понять, насколько детально всё было проработано. Статьи Устава регламентировали мельчайшие стороны армейского быта: от численного состава формирований до воинских званий и обязанностей; от организации медицинской помощи до устройства лагеря и рациона полевой кухни. Отдельная глава была посвящена духовной жизни русского воина. Называлась она «О страхе Божием». Вот, например, что в ней говорилось: «Солдатам и воинским людям надлежит Богу молиться и на Него всю надежду полагать. Ибо всякое благословение, победа и благополучие от единого Бога всемогущего происходит». Впоследствии Суворов кратко перефразировал эти слова Устава в своей крылатой фразе: «Молись Богу — от Него победа».
Жизнь «Устава воинского» оказалась необыкновенно долгой — 150 лет. Всё это время несколько поколений русских солдат и офицеров давали воинскую присягу по тексту, включенному в этот документ. Среди них были полководцы Румянцев и Суворов, Багратион и Кутузов, а также миллионы русских новобранцев. Воинский Устав Петра Первого поднял русскую армию на принципиально новый уровень и сделал её одной из самых сплочённых и сильных в Европе.
Все выпуски программы Открываем историю
Тайный Угодник

Фото: Piqsels
Решили мы как-то с моим 10-летним сыном Егором разгадать загадку. Дело было на даче. Ранним утром на террасе дома мы ожидали Тайного Угодника. Так мы прозвали того, кто тайно наполнял водой бочку в нашей бане.
Мы приехали из города два дня назад, вечером, и оказалось, что воды в посёлке нет из-за ремонта. В таких случаях мы обычно используем запас из банной бочки. Однако в этот раз ёмкость оказалась пустой. Это я забыл долить в неё воду в прошлый раз. Посетовав на свою забывчивость, я оставил решение проблемы на утро. А утром... бочка оказалась полной! И следующим утром кто-то снова заполнил её доверху.
В том, кто это сделал и была загадка, которую мы хотели разгадать. Следующим утром сын специально встал пораньше и затаился под террасой, откуда просматривался вход в баню.
И вот, ровно в шесть утра появился он — Тайный Угодник. Им оказался... соседский мальчишка Коля. Между нашими участками нет забора, и он пробрался через кусты. В руках у подростка были два ведра. Егор выскочил к нему навстречу и, кажется, напугал. Я поспешил сгладить ситуацию:
— И откуда же ты носишь воду, Коля? — спросил я с улыбкой, спускаясь с террасы.
— С колодца возле лодочной станции, — сказал подросток и, краснея, опустил глаза. — Простите, пожалуйста... Нам в воскресной школе дали задание на лето — сделать какое-то доброе дело, но тайно, чтобы никто не узнал. Я случайно услышал ваш разговор про бочку и вот...
Мы переглянулись с Егором и одновременно засмеялись.
— А мы тебя так и прозвали — Тайным угодником, — объяснил мой сын.
Коля смущённо улыбнулся, и мы все вместе отправились на кухню пить чай.
Текст Клим Палеха читает Илья Дрознин
Все выпуски программы Утро в прозе
Случайная попутчица

Фото: Piqsels
Солнце только поднимается над городом, а я уже отправился в путь. Сижу на скамейке на пригородной станции и жду свою электричку. Собрался на выходные на дачу, к семье. В дорогу прихватил новенькую книгу. И с удовольствием приступил к чтению, не дожидаясь начала поездки. Через полчаса подъехала моя электричка. Стоянка на этой станции всего несколько минут. Я нехотя оторвался от книги и уже собирался было подойти к дверям вагона, как вдруг меня окликнула пожилая женщина. «Мужчина, не поможете мне сумку занести?», — «Конечно, помогу». Наконец-то мы зашли, и поезд тронулся. Женщина с сумкой села на лавочку. А я устроился напротив и потянулся в рюкзак за книгой. Но вдруг понял, что впопыхах оставил её на станции, на скамейке... Меня охватило чувство досады. А моя случайная попутчица, видимо заметив мой удручённый вид, решилась со мной заговорить. Поначалу я отвечал неохотно, но слово за слово, и мы разговорились. Эта милая пожилая женщина напомнила мне мою бабушку... Дорогую, любимую бабушку, которой давно не стало. Но, которая, сейчас, в данную минуту была очень близко. Чувство детской искренней радости наполнило моё сердце. И я мысленно поблагодарил Бога за близких людей и за тех, кого Он посылает мне на пути. Как же всё-таки хорошо, что я забыл свою книгу!
Текст Дарья Никольская читает Илья Дрознин
Все выпуски программы Утро в прозе
Свет Рождества

Фото: Piqsels
Однажды я заболела в самый канун Рождества. Так ждала праздничной службы в храме, а в итоге осталась дома с температурой. Настроение было испорчено, и молитвенный настрой покинул сердце. В расстроенных чувствах я легла спать пораньше.
Когда проснулась, уже наступило Рождественское утро. Меня разбудил звонок в дверь. На пороге стояли мама с сестрой. В руках у мамы — ароматный пирог с капустой, мой любимый. Оказывается, они успели и на службе побывать, и нашли время, чтобы меня порадовать. Мама зажгла перед иконами лампаду, и все вместе мы спели тропарь, короткое праздничное песнопение. А потом устроили чаепитие за столом возле нарядной ёлки. Близкие наполнили мой дом теплом, заботой и праздничным духом! И хотя болезнь всё ещё давала о себе знать — ко мне вернулись бодрость, хорошее настроение. Свет Христова Рождества коснулся моего сердца.
Текст Дарья Никольская читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе











