
Очень мне жалко, что слово «сюрприз» как-то ушло из нашей жизни. Мало люди сейчас друг другу сюрпризы делают. Если и случается такое — то, в основном, как шутка или, вообще, даже как неприятность.
А ведь сюрприз — это нежданная радость.
В детстве знала я человека, которого так и звали «Серёжа-сюрприз». Было мне тогда года четыре. И жили мы часто на даче, в Переделкино. В ту зиму, о которой вспомнилось, как раз снега были богатые. Сергей работал дворником и часто заходил — «прибрать снег», как он сам говорил.
Ах, как вкусно он этот снег прибирал! Гребёт весело, снежные брызги во все стороны летят! А сам большущий, в распахнутом ватнике, лицо тоже большое, прямоугольное такое, как кирпич, от мороза красное, и впрямь — на кирпич похоже. И волосы из под ушанки — чёрные, кудрявыми колечками. Сильное лицо, настоящее.
Как только он появлялся, я выходила на улицу, поглядеть. Встану в сторонке, чтобы не мешаться под ногами, смотрю. А он приметит меня, разулыбается, разогнётся, приостановит работу.
— Ну, здравствуй, хозяйка! — говорит.
Я смеюсь, понимаю — шутка это.
Дядя Серёжа засунет пятерню в карман ватника, поищет там...
— Во, сюрприз! — И выудит оттуда конфетку. Наклонится, мне протянет.
Конфетка потрёпанная, в облезлой бумажке, и такая желанная! Потому, что сюрприз.
А иногда он доставал из кармана маленький деревянный волчок. Или простую большую гайку. И это было замечательно! Ведь никогда не знаешь, что там у него в кармане? Сюрприз же.
Я потом уж спрашивала взрослых: «А когда Серёжа-Сюрприз опять придёт?» Так за ним это прозвище и осталось.
Вот ведь, какую малость человек делал, а я всю жизнь помню и радуюсь.
А уж кто мне много сюрпризов устраивал, так это мой папа. Затейник он был, жил азартно, без скуки.
На Новый Год, уже утром, звал он меня на крыльцо, в том же самом Переделкино, и говорил:
— Ну-ка, гляди внимательно.
Я озиралась, уже предвкушая чудо. И точно, на дубу, высоко, висел конвертик. Папа влезал на дуб, снимал его, а в конвертике — указания мне, где искать мешок с подарками. Я по слогам читаю. И мы с папой идём: за калитку, по тропинке в лес, до старой раздвоенной берёзы, направо, через канавку, а уж там — опять «гляди вверх». Задираю голову: на ёлке, среди ветвей — большой мешок, расшитый звёздами. Это — подарки для всей семьи, от деда Мороза. До чего же надо было быть неленивым, чтобы такое устраивать! А оно того стоило. Ведь настоящая радость случалась. Да ещё с предвкушением.
Или вот так... Приходит мне письмо от папы, прямо как взрослой, по почте. А в письме — карта нашего московского двора, и крестиком указано на ней, где клад зарыт. Написано: «Золотой песок». Шли туда с бабушкой, отыскивала я место, рыла лопаткой. И обнаруживала мешочек золотого-презолотого песочка! Это для моей канарейки, Лютика, в поддон буду сыпать. Такая ерунда, казалось бы, просто песок! А как я счастлива была...
Папа и сам любил появляться как сюрприз.
Вот, например, был у меня день рождения. А он в Ленинграде тогда работал, фреску рисовал. Конечно, все знали, что не приедет он, не сможет. А я верила, очень верила, что приедет обязательно. Вот уже вечер, меня спать загоняют. А я всё отнекиваюсь: «Ну ещё чуточку, ну минуточку!».
Потом уж, в темноте, всё слушаю голоса в глубине квартиры, жду ...
Вдруг — звонок у входной двери! Опрометью, босиком, вылетаю в коридор, а там — папа! На улице дождик осенний, он весь мокрый, к пальто листик жёлтый прилип, А в руках — длинная коробка с подарком. И не просто коробка, а им сами разрисованная, написано на ней «Коза Настя». А внутри — длинная пушистая белая козочка, с чёрными удивлёнными глазами.
А ведь он тогда в Москву только на пару часов примчался — специально, чтобы мне сюрприз устроить.
От таких сюрпризов на сердце тепло, даже много лет спустя. Вот бы и нам почаще сюрпризы друг другу делать. А детям — уж непременно! Им так нужны сюрпризы от родителей! Конечно, время сейчас быстрое, дел у нас много. Оно всё так. Но, посудите сами, те сюрпризы, о которых я рассказала, — они же в основном — пустяковые. Конфетку из кармана достать, подарки не дома сложить, а в лесу, простой песок закопать, как клад! Тут дело во внимании, в самой затее. И, конечно, в неожиданности.
Кстати, если у вас мало времени, и не хватает его на возню с детьми, сюрпризы вас выручат. Они западают в душу ребёнка. Они — гарантия вашей любви, они — запомнятся на всю жизнь. И ему, и вам. Сюрприз — это радость. Это то, чему и учил нас Бог: светлая любовь к ближнему и радость жизни. Так что, делайте сюрпризы!
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.
Псалом 130. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 130. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 130. На струнах Псалтири
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема