
Очень мне жалко, что слово «сюрприз» как-то ушло из нашей жизни. Мало люди сейчас друг другу сюрпризы делают. Если и случается такое — то, в основном, как шутка или, вообще, даже как неприятность.
А ведь сюрприз — это нежданная радость.
В детстве знала я человека, которого так и звали «Серёжа-сюрприз». Было мне тогда года четыре. И жили мы часто на даче, в Переделкино. В ту зиму, о которой вспомнилось, как раз снега были богатые. Сергей работал дворником и часто заходил — «прибрать снег», как он сам говорил.
Ах, как вкусно он этот снег прибирал! Гребёт весело, снежные брызги во все стороны летят! А сам большущий, в распахнутом ватнике, лицо тоже большое, прямоугольное такое, как кирпич, от мороза красное, и впрямь — на кирпич похоже. И волосы из под ушанки — чёрные, кудрявыми колечками. Сильное лицо, настоящее.
Как только он появлялся, я выходила на улицу, поглядеть. Встану в сторонке, чтобы не мешаться под ногами, смотрю. А он приметит меня, разулыбается, разогнётся, приостановит работу.
— Ну, здравствуй, хозяйка! — говорит.
Я смеюсь, понимаю — шутка это.
Дядя Серёжа засунет пятерню в карман ватника, поищет там...
— Во, сюрприз! — И выудит оттуда конфетку. Наклонится, мне протянет.
Конфетка потрёпанная, в облезлой бумажке, и такая желанная! Потому, что сюрприз.
А иногда он доставал из кармана маленький деревянный волчок. Или простую большую гайку. И это было замечательно! Ведь никогда не знаешь, что там у него в кармане? Сюрприз же.
Я потом уж спрашивала взрослых: «А когда Серёжа-Сюрприз опять придёт?» Так за ним это прозвище и осталось.
Вот ведь, какую малость человек делал, а я всю жизнь помню и радуюсь.
А уж кто мне много сюрпризов устраивал, так это мой папа. Затейник он был, жил азартно, без скуки.
На Новый Год, уже утром, звал он меня на крыльцо, в том же самом Переделкино, и говорил:
— Ну-ка, гляди внимательно.
Я озиралась, уже предвкушая чудо. И точно, на дубу, высоко, висел конвертик. Папа влезал на дуб, снимал его, а в конвертике — указания мне, где искать мешок с подарками. Я по слогам читаю. И мы с папой идём: за калитку, по тропинке в лес, до старой раздвоенной берёзы, направо, через канавку, а уж там — опять «гляди вверх». Задираю голову: на ёлке, среди ветвей — большой мешок, расшитый звёздами. Это — подарки для всей семьи, от деда Мороза. До чего же надо было быть неленивым, чтобы такое устраивать! А оно того стоило. Ведь настоящая радость случалась. Да ещё с предвкушением.
Или вот так... Приходит мне письмо от папы, прямо как взрослой, по почте. А в письме — карта нашего московского двора, и крестиком указано на ней, где клад зарыт. Написано: «Золотой песок». Шли туда с бабушкой, отыскивала я место, рыла лопаткой. И обнаруживала мешочек золотого-презолотого песочка! Это для моей канарейки, Лютика, в поддон буду сыпать. Такая ерунда, казалось бы, просто песок! А как я счастлива была...
Папа и сам любил появляться как сюрприз.
Вот, например, был у меня день рождения. А он в Ленинграде тогда работал, фреску рисовал. Конечно, все знали, что не приедет он, не сможет. А я верила, очень верила, что приедет обязательно. Вот уже вечер, меня спать загоняют. А я всё отнекиваюсь: «Ну ещё чуточку, ну минуточку!».
Потом уж, в темноте, всё слушаю голоса в глубине квартиры, жду ...
Вдруг — звонок у входной двери! Опрометью, босиком, вылетаю в коридор, а там — папа! На улице дождик осенний, он весь мокрый, к пальто листик жёлтый прилип, А в руках — длинная коробка с подарком. И не просто коробка, а им сами разрисованная, написано на ней «Коза Настя». А внутри — длинная пушистая белая козочка, с чёрными удивлёнными глазами.
А ведь он тогда в Москву только на пару часов примчался — специально, чтобы мне сюрприз устроить.
От таких сюрпризов на сердце тепло, даже много лет спустя. Вот бы и нам почаще сюрпризы друг другу делать. А детям — уж непременно! Им так нужны сюрпризы от родителей! Конечно, время сейчас быстрое, дел у нас много. Оно всё так. Но, посудите сами, те сюрпризы, о которых я рассказала, — они же в основном — пустяковые. Конфетку из кармана достать, подарки не дома сложить, а в лесу, простой песок закопать, как клад! Тут дело во внимании, в самой затее. И, конечно, в неожиданности.
Кстати, если у вас мало времени, и не хватает его на возню с детьми, сюрпризы вас выручат. Они западают в душу ребёнка. Они — гарантия вашей любви, они — запомнятся на всю жизнь. И ему, и вам. Сюрприз — это радость. Это то, чему и учил нас Бог: светлая любовь к ближнему и радость жизни. Так что, делайте сюрпризы!
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Умеренность — одна из величайших добродетелей, которую прославляют даже люди, далёкие от веры. Что же это за чувство и как его в себе развить? Свой ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 10-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
В церковной общине города Коринф возникли нестроения. Появились амбициозные люди, которые стремились к власти. Поскольку среди простых верующих был огромен авторитет апостола Павла, основателя коринфской Церкви, заговорщики начали плести интриги против него. Их главным оружием стали злословие, клевета и насмешки. И из только что прозвучавшего отрывка мы даже знаем, какие именно. Оппоненты Павла говорили, что он силён и строг только в своих письмах, что это всего лишь маска. И что на деле же и в личном общении он беспомощен и незначителен. Так они пытались выставить его посмешищем в глазах людей. При этом они совершенно забывали о том, что и они сами стали участниками Церкви Христовой именно благодаря трудам Павла. Одержимость делала их слепыми к истине.
Отвечая на эти упреки, апостол несколько раз использует слово «мера». По его словам, именно чувство меры потеряли его злопыхатели. «Они измеряют себя самими собою и неразумно сравнивают себя с собою», — говорит Павел. Что же это означает? Практически все христианские экзегеты поясняют это выражение апостола схожим образом. Противники Павла поступают во всём исключительно по своему собственному разумению. Когда им на ум приходит какая-то мысль, они не соотносят её с Богом и Его заповедями. Вместо этого они считают свои мысли единственно верными. Другими словами, они почитают самих себя мерой всех вещей. И, по сути, самих себя ставят на место Бога.
Поэтому, защищаясь, апостол постоянно делает акцент на своей ограниченности. Он говорит, что если и хвалится, то ровно в ту меру, какую ему назначил Бог. То есть Павел подчёркивает, что та работа, которую он выполняет, возложена на него Христом и Церковью. И каждую свою мысль, каждое своё слово и дело он согласует с ними. Другими словами, он непрестанно помнит, что он просто служитель, и у его жизни есть Господин. И каждое своё начинание Павел должен соотносить с Его волей. Чтобы не выйти за установленные для него пределы. Чтобы не превысить свою меру.
Ситуация, описанная в этом отрывке, очень показательна. Подобно противникам Павла, мы тоже хотим как можно крепче стоять в этой жизни на ногах. Как и они, мы пытаемся заполнить собой всё окружающее нас жизненное пространство. Ощущать почву под ногами — это не плохо. Плохо то, что порой в эти моменты ощущения собственной значимости и силы есть реальная опасность раздуться, словно воздушный шарик, и выдавить Бога из своей жизни. Самому стать мерой всех вещей. Поэтому и напоминает сегодня апостол Павел, что тот, кого становится слишком много, рискует просто лопнуть. Жизнь человека должна разворачиваться словно на фоне присутствия чего-то более значимого, чем он сам. Ощущение этого присутствия мы и должны в себе воспитывать.
В Библии это состояние называется «ходить перед Богом». Жить так, будто Господь стоит рядом и Его больше, чем тебя. В православной традиции говорится о том, что это особое сердечное состояние. И мы можем достичь его вниманием к своему внутреннему миру, регулярным призыванием имени Иисуса Христа, а также исполнением заповеди Спасителя о служении окружающим. За эту ежедневную работу Господь даёт нам Свою благодать. Именно она наполняет нас живым ощущением того, что Бог рядом со мной, прямо здесь и сейчас. И я — Его крохотное дитя, которое Он бережно носит в Своих огромных и заботливых руках.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать уникальный православный центр «Умиление» в Волгоградской области

В 50 километрах от города Волгограда, в селе Заплавное, находится Православный центр «Умиление». Уникально это место тем, что на его территории располагаются: храм, детский сад, гимназия, школа искусств и кадетский корпус. Здесь же действует колледж, в котором ребята осваивают профессию повара и швейное дело. Также у центра есть своё небольшое хозяйство, благодаря которому дети приучаются к труду и заботе о животных.
В село Заплавное приезжают ребята со всей округи. В православном центре «Умиление» у них есть возможность получить бесплатное качественное образование, раскрыть свои способности и вырасти духовно.
Многим настолько здесь нравится, что, вырастая, они сюда возвращаются: приводят в центр своих детей или устраиваются на работу.
Александра Иванченко сегодня преподаёт православную певческую культуру в местной Детской школе искусств. А когда-то она сама обучалась тут духовной музыке и пению на клиросе. Александра была участницей хорового коллектива «Умиление», который стал призёром и лауреатом множества всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В 2006 году она поступила в Волгоградский колледж искусств, затем обучалась в консерватории. И спустя некоторое время устроилась на работу в Детскую школу искусств православного центра.

Сейчас Александра Иванченко — ведущий преподаватель. Она с большой любовью обучает детей церковному пению.
Православный центр «Умиление» — это площадка для развития, становления и образования детей. У каждого ребёнка здесь равные возможности.
Больше узнать об уникальном православном центре в Волгоградской области и поддержать его работу можно на сайте центра «Умиление».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Храмовая архитектура Северо-Восточной Руси. Юрьев-Польский, Боголюбово». Юлия Ратомская

У нас в студии была главный научный сотрудник музея архитектуры имени Щусева Юлия Ратомская.
Разговор шел о святынях Северо-Восточной Руси, об особенностях архитектуры домонгольской эпохи, кто и как строил тогда храмы, в частности, в районе Юрьев-Польского и Боголюбово.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о храмах Северо-Восточной Руси.
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории Георгиевского собора в Юрьев-Польском;
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории изучения и восстановления Георгиевского собора в Юрьев-Польском.
Все выпуски программы Светлый вечер