Говоря об освоении Сибири, никак нельзя обойти вниманием взаимоотношения между коренными народами Сибири и, скажем так, пришлыми людьми, коими и были русские.
Некоторые сибирские народы были весьма малочисленными, количество же других исчислялось порою десятками тысяч. И жили они меж собою далеко не всегда мирно. Хотя казалось бы - Сибирь большая, места всем хватит.
И тем не менее. Вот пример. Когда на земли юкагиров и каряков пришли русские, то они были изрядно удивлены тем энтузиазмом, с которым местные жители предались под руку московского царя. А объяснялось это просто: юкагиров и каряков с их земель теснили чукчи.
И погодите улыбаться. Чукча из анекдотов к настоящим чукчам никакого отношения не имеет. Потому что настоящие чукчи – весьма воинственный, мужественный и неплохо (по меркам тех времен, конечно) вооруженный народ. И русские в процессе освоения сибирских земель имели с чукчами немало проблем. Не зря существует такое понятие как русско-чукотские войны.
Вообще повоевать русским пришлось изрядно. И практически со всеми народами, кои жили тогда в Сибири. Но вот что интересно. Все московские цари (и царицы) требовали от, так сказать, властей на местах почтительного отношения к местному населению. Требования эти, конечно, не всегда выполнялись – самодуров у сибирских властей хватало. Но в целом установки верховной московской власти все же исполнялись.
В принципе, если говорить об освоении Сибири как о колонизации, то специалисты выделяют два, если так можно выразиться, способа (или метода) колонизации: французский и английский.
Если же не влезать в тонкости, то первый – французский – это, скажем так, ограбление (пример - Канада). Второй – английский – это, практически, физическое уничтожение, истребление (тут и за примером ходить не надо – где ныне американские индейцы? И сколько их осталось?).
И все-таки был, оказывается, и третий путь. Русский. Известно, что на севере американского континента побывали не только англичане и французы. Были там и русские. Так вот один из стариков-индейцев, видевший и одних, и других, и третьих, сказал как-то: «Французы нас грабили, англичане нас убивали, а русские нам платили…»
Полагаю, что то же самое можно сказать и об освоении Сибири и отношениях между русскими поселенцами и коренными народами.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.