
Фото: Piqsels
Когда мы говорим о том, как на Русь пришло христианство, то в первую очередь, конечно, вспоминаем святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. Но порой забываем, что за целых 30 лет до Владимира крестилась его бабка, великая княгиня Ольга. Она взошла на трон после смерти своего супруга, князя Игоря, в 10-м веке, и княжила с 945-го по 960-й год. Ольга первая из русских правителей приняла христианство.
История крещения княгини Ольги известна нам по нескольким историческим источникам. Так, в «Повести временных лет» упоминается, что Ольга крестилась в столице Византии — Константинополе, или, по-русски, Царьграде. Там же сообщается, что в крещении она приняла имя Елена. А её крёстным отцом стал никто иной, как сам византийский император Константин Седьмой Багрянородный. Этот правитель интересен тем, что оставил после себя несколько литературных сочинений. В их числе — трактат, который называется «О церемониях византийского двора». Именно в нём можно отыскать весьма интересные подробности визита княгини Ольги в Царьград.
Константин описывает торжественный приём Ольги в императорском дворце. Точнее, приёмы — княгиня во время своего визита в Константинополь встретилась с императором дважды. Константин Багрянородный даже упоминает числа и дни недели: в четверг, 9 сентября и воскресенье, 18 сентября. Любопытно, что при этом автор не уточняет года, в который произошло событие. Однако «Повесть временных лет» сообщает, что Ольга прибыла в Царьград в 957-м.
Визит киевской княгини был, скорее, частным, чем официальным. Тем не менее, Ольгу приняли в Большом императорском дворце на самом высоком уровне. Ей было дозволено сидеть в присутствии Константина. Тогда как по обычаю гости византийского императора могли разговаривать с ним исключительно стоя.
Константин Багрянородный описывает званый обед, который был дан в честь Ольги. Он пишет: «Княгиня села за отдельным столом. На обеде присутствовали певчие и пели царские славословия. Были также всякие сценические представления». Император сообщает любопытные, живые детали. Например, говорит о том, что десерт подавался особо: за золотым столом, на блюдах, украшенных эмалью и дорогими камнями. Благодаря Константину Багрянородному приём Ольги во дворце дошёл до нас в мельчайших деталях. Однако удивительно, что в своей книге император и крёстный отец Ольги... ни словом не обмолвился о крещении русской княгини. В связи с этим появились версии о том, что Ольга, вероятно, могла креститься не в Царьграде, а где-то ещё. Однако большинство историков не видят здесь ничего удивительного. Так, например, по мнению известного византиниста Александра Острогорского, всё как раз логично: сочинение императора «О церемониях византийского двора» посвящено светскому придворному этикету и церемониалу. Крещение же — церковное Таинство. И в тематику произведения попросту не вписывалось. Кроме того, о том, что Ольга приняла христианство именно во время своего приезда в Царьград, сообщает византийский историк Иоанн Скилица. Он пишет, что княгиня вернулась из Константинополя домой «крещеная и открыто сделавшая выбор в пользу истинной веры». Эти слова в точности соотносятся с нашей «Повестью временных лет», которая так рассказывает о крещении княгини Ольги: «И крестил её царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; так как возлюбила свет и оставила тьму».
Все выпуски программы Открываем историю
14 декабря. О жизни по заповедям Божьим

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Об исполнении заповедей Божьих — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин должен исповедовать Христа, исполняя Его заповеди. Таким образом, мы проявляем любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог направляет нас в правильное русло нашей любви.
К сожалению, поэтому происходит постоянная борьба — или с нашим человекоугодием, или с нашим самолюбием. Отсюда и бывает очень трудно иногда исполнить заповедь Божию. Но если мы откажемся от своего самолюбия, если мы не будем человекоугодничать (соответственно, опять же, тоже иногда это мы делаем ради своего же самолюбия, лицемерия или лукавства), если мы откажемся от этого гнилого состояния и пойдем по заповеди Божьей, то тогда мы сможем исполнить завет Божий о любви и к Богу, и к ближнему.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, что нам недостает

В 18-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, сказанные богатому юноше: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».
О стремлении к совершенству — игумен Назарий Рыпин.
Господь говорит юноше (через него всем нам, безусловно), о том, что недостаточно внешнего исполнения заповедей Христовых, но нужно стремиться к внутреннему совершенству. Не случайно в другом месте другого евангелиста, там приводятся ещё другие слова: «Если хочешь быть совершенным, — говорит Христос, — то продай, что имеешь, раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах». То есть речь о совершенстве.
Безусловно, это путь не многих, не всякий способен к такой высоте, но мы должны знать о том, что такая высота есть, стремиться к ней и, по крайней мере, не имея возможности её достигать, смиряться в том, что для нас это недостижимо. Зачастую для мирянина, особенно, достаточно, по мысли Игнатия Брянчанинова святителя и святителя Феофана Затворника, ограничиться исполнением заповедей Божиих и самоукорением. Уже лишь монахи имеют возможность к более внимательной жизни, к чистоте сердца через хранение ума и сердца от греховных помыслов.
Но, так или иначе, Христос обращается ко всем нам, чтобы мы, когда можем, не оправдывались тем, что «я — человек мирской, и мне простительно то и это», потому что Он сказал: «Будьте совершенны, якоже Аз совершен есьм». Поэтому это — заповедь, обращённая ко всем, и по возможности нам, конечно же, нужно стараться к этому стремиться и это исполнять в меру своих человеческих сил и с помощью Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, как укрепляться Господом
В 6-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его».
О взаимодействии человека с Богом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В общении с Богом есть две стороны — божественная и человеческая. Поэтому в любых ситуациях, где описывается взаимодействие Бога и человека, надо смотреть, что в этом общении даёт Господь и что нужно от человека.
Слова апостола Павла — «Укрепляйтесь Господом» — как раз и говорят о взаимодействии с Богом. Чем Творец может помочь человеку? Об этом хорошо сказано в «Псалтири»: «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы; перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен». То есть Господь посылает благочестивому человеку Свою благодать, которая сохраняет его от зла и направляет к вечной жизни.
А какие условия должен создать для этого человек? Он, по слову апостола Павла, должен укрепляться Господом. Как это сделать, поясняет сам Святой Павел, перечисляя необходимые для нас инструменты спасения. Он называет истину, праведность, благовестие, веру, слово Божие и молитву. Главное, чтобы человек пребывал в истине. В этом ему поможет слово Божие. Когда человек станет праведным, то Божие слово донесёт другим, а связь с Всевышним будет держать через молитву. Именно так христианин сможет избежать сетей лукавого и унаследовать Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема











