
Фото: Piqsels
Когда мы говорим о том, как на Русь пришло христианство, то в первую очередь, конечно, вспоминаем святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. Но порой забываем, что за целых 30 лет до Владимира крестилась его бабка, великая княгиня Ольга. Она взошла на трон после смерти своего супруга, князя Игоря, в 10-м веке, и княжила с 945-го по 960-й год. Ольга первая из русских правителей приняла христианство.
История крещения княгини Ольги известна нам по нескольким историческим источникам. Так, в «Повести временных лет» упоминается, что Ольга крестилась в столице Византии — Константинополе, или, по-русски, Царьграде. Там же сообщается, что в крещении она приняла имя Елена. А её крёстным отцом стал никто иной, как сам византийский император Константин Седьмой Багрянородный. Этот правитель интересен тем, что оставил после себя несколько литературных сочинений. В их числе — трактат, который называется «О церемониях византийского двора». Именно в нём можно отыскать весьма интересные подробности визита княгини Ольги в Царьград.
Константин описывает торжественный приём Ольги в императорском дворце. Точнее, приёмы — княгиня во время своего визита в Константинополь встретилась с императором дважды. Константин Багрянородный даже упоминает числа и дни недели: в четверг, 9 сентября и воскресенье, 18 сентября. Любопытно, что при этом автор не уточняет года, в который произошло событие. Однако «Повесть временных лет» сообщает, что Ольга прибыла в Царьград в 957-м.
Визит киевской княгини был, скорее, частным, чем официальным. Тем не менее, Ольгу приняли в Большом императорском дворце на самом высоком уровне. Ей было дозволено сидеть в присутствии Константина. Тогда как по обычаю гости византийского императора могли разговаривать с ним исключительно стоя.
Константин Багрянородный описывает званый обед, который был дан в честь Ольги. Он пишет: «Княгиня села за отдельным столом. На обеде присутствовали певчие и пели царские славословия. Были также всякие сценические представления». Император сообщает любопытные, живые детали. Например, говорит о том, что десерт подавался особо: за золотым столом, на блюдах, украшенных эмалью и дорогими камнями. Благодаря Константину Багрянородному приём Ольги во дворце дошёл до нас в мельчайших деталях. Однако удивительно, что в своей книге император и крёстный отец Ольги... ни словом не обмолвился о крещении русской княгини. В связи с этим появились версии о том, что Ольга, вероятно, могла креститься не в Царьграде, а где-то ещё. Однако большинство историков не видят здесь ничего удивительного. Так, например, по мнению известного византиниста Александра Острогорского, всё как раз логично: сочинение императора «О церемониях византийского двора» посвящено светскому придворному этикету и церемониалу. Крещение же — церковное Таинство. И в тематику произведения попросту не вписывалось. Кроме того, о том, что Ольга приняла христианство именно во время своего приезда в Царьград, сообщает византийский историк Иоанн Скилица. Он пишет, что княгиня вернулась из Константинополя домой «крещеная и открыто сделавшая выбор в пользу истинной веры». Эти слова в точности соотносятся с нашей «Повестью временных лет», которая так рассказывает о крещении княгини Ольги: «И крестил её царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; так как возлюбила свет и оставила тьму».
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема