
Яна Зотова
На моей памяти было достаточно ярких случаев, когда я убедилась в великой силе молитвы. Каждый такой случай запоминается на всю жизнь, и является примером, как наша вера спасает нас. Но однажды я поймала себя на мысли, что стала недооценивать эту силу.
Возможно, у кого-то еще возникают подобные мысли, например, когда читаем чей-то пост в сети с просьбой о молитве и думаем: «Ну как я могу помочь? Неужели моя молитва сильна? Вот у священника молитва — это да! Или у какого-нибудь монаха — это сила! Вот если он помолится — то, конечно, Господь услышит».
А я-то кто? Я ведь даже с трудом на утреннее и вечернее правило нахожу время, а уж отдельно встать и помолиться о том, кого даже не знаю — это точно не умещается в мои планы. Могу только мысленно воздохнуть об этом человеке: «"Господи, помилуй", и назвать имя». Ну разве это поможет? Эта моя мысль — как капля в море, маленькая, незаметная. Разве я могу что-то этой своей маленькой мыслью изменить?»
Я-то, конечно, не могу ничего изменить. Это бесспорно. Но Бог может! И Он слышит нашу каждую, даже такую маленькую молитву. А сколько людей прочтет это сообщение? Сколько человек мысленно воздохнет с просьбой? Неужели Господь оставит это без внимания? Конечно, нет. И опыт показывает, что даже самые невероятные ситуации разрешаются нашими молитвами. Нужно просто не пожалеть несколько секунд своего времени на молитву о другом.
Допустим, если каждый из нас сделает всего лишь один поклон в день — то вместе получится огромная число! Даже если считать только каждого десятого. Как в Евангелии мы читаем, что поблагодарить Иисуса вернулся лишь один из десяти исцеленных им слепых. Вот даже если так посчитать — то получится несколько миллионов поклонов! Это же очень много!
И конечно же, Господь такое заметит, если можно так выразиться. Так что я приняла решение, что буду каждый день делать земной поклон за всех нуждающихся. Предложила своим детям и маме присоединиться — теперь нас уже шестеро. И вот уже моя маленькая молитва, моя маленькая капелька становится ручейком. А может и еще к этой молитве захотят добавиться мои друзья — и тогда уже это будет река.
По сути, так и происходит каждое воскресенье в наших храмах. Все мы приходим в церковь на совместную молитву и, направляя наши мысли к небу, становимся единым большим молитвенным морем из маленьких капелек, из нас, и просим: «Господи, спаси и сохрани!».
Автор: Яна Зотова
Все выпуски программы Частное мнение
«Помощь бездомным наркозависимым». Иеромонах Силуан (Цапин)
Гостем программы «Делатели» был руководитель центра социальной помощи «Благовещение» в селе Русские Казыли в республике Татарстан иеромонах Силуан (Цапин).
Наш гость рассказал, как он, переживая сложный кризис в жизни, оказался в далеком селе в Татарстане и начал помогать восстанавливать там сельский храм, в котором позже — после многочисленных чудес в жизни и испытаний — стал сам служить, став монахом и священником. Отец Силуан поделился, с чего началось его социальное служение — помощь бездомным наркозависимым, с какими сложностями при этом приходилось сталкиваться, и почему, как он считает, в реабилитации существенное место занимает приход желающих исцелиться людей к Богу и участие в богослужебной жизни.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели
Псалом 59. Богослужебные чтения

Как вы думаете, важен ли для Бога... суверенитет той или иной земли? Чтобы ответить на вопрос, давайте послушаем 59-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Псалом 59.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил её: исцели повреждения её, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Эдом простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!»
11 Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Эдома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
Уже слышу вопрос: а причём тут вышеупомянутый «суверенитет»? Если этот вопрос у вас возник, значит, вы... плохо слушали псалом! Иначе было бы просто невозможно удивиться, с какой настойчивостью, упорством и — я бы даже сказал, удовольствием! — перечисляет Бог земли, которыми стал владеть Его народ. В этих словах легко прочитывается ровно такая же гордость, как, например, у родителя, когда он перед друзьями начинает перечислять заслуги своего ребёнка — какие олимпиады выиграл, какие места занял, от кого получил благодарности и другие знаки признания.
Но псалом открывает перед нами ещё большую глубину — на которую обращает внимание философ Серен Кьеркегор. Цитируя образ «сапога» — который Бог «простирает» на Едом — этот философ говорит о нём как о «знаке собственности», делая вывод об «экзистенциальном присвоении»: Бог не только владеет, но и входит в наши пределы, делая каждый участок судьбы «своим».
«Свой — чужой» — очень важная категория, в том числе и для духовной жизни. Определённый не только территориальный, но и «духовный суверенитет» должен быть у каждого человека — в противном случае тотальная бесформенность, неопределённость, размазанность по плоскости исключает саму возможность «собирания воедино».
И Давид нам прекрасно показывает в своём псалме, как именно обострённое ощущение «собственничества» при внешнем противодействии превращается в пронзающую небеса молитву — от силы которой и нашему сердцу приходит радостный отклик!
Псалом 59. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 59. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 59. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ее, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своем: "восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!"
11 Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.