
Дивногорский Успенский монастырь расположен неподалёку от села Селявное в Воронежской области, там, где в Дон впадает река Тихая Сосна. Название обители происходит от слова дивы — так называются меловые скалы в виде столбов высотой до десяти метров. По преданию, в пятнадцатом веке здесь, в скальных пещерах, подвизались греческие иноки Иоасаф и Ксенофонт. Они вырубили первую церковь в меловых столбах. Главной святыней этого храма стал образ Божией Матери, привезённый старцами с острова Сицилия. Подвижники жили там, прежде чем отправиться в странствие и поселиться уединённо на берегах Дона.
Дивногорская Сицилийская икона весьма необычна. Богородица изображена на ней восседающей на облаках в окружении парящих ангелов. В правой руке у Пресвятой Девы цветущая лилия — символ чистоты, левой Она удерживает на коленях Младенца Христа. Над головой Божией Матери — Святой Дух в виде парящего голубя.
Широкое почитание Сицилийского образа Царицы Небесной началось в середине девятнадцатого века во время эпидемии холеры. В Дивногорский монастырь помолиться перед иконой приходили жители окрестных деревень. Чудотворную святыню проносили по округе крестным ходом. И поветрие отступило! В народе Сицилийскую икону стали называть Исцелийской.
Молитвенные шествия с Дивногорским образом совершались в Воронежской губернии до революции 1917 года. В годы Первой мировой войны солдаты, отправляясь на фронт, просили у Богородицы перед Сицилийской иконой защиты от внезапной смерти без покаяния. И Небесная Заступница откликалась на просьбы.
В 1924 году безбожная власть закрыла Дивногорский монастырь. Сицилийскую икону спасли прихожане. Образ хранился в частном доме до 2003 года, а затем вернулся в обитель, которая вновь стала действующей. Сейчас Дивногорская Сицилийская икона пребывает в пещерном храме Рождества Иоанна Предтечи. По преданию, он расположен в том самом меловом столпе, где некогда устроили церковь основатели монастыря, греческие иноки Иоасаф и Ксенофонт.
Все выпуски программы Небесная Заступница
16 июля. О вечной жизни

Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
О вечной жизни — епископ Черняховский и Славский Николай.
Как мы представляем себе рай? Это место, где находиться хорошо и приятно. Но дело в том, что «хорошо» для каждого из нас разное: кому-то нравится тепло, кому-то прохлада, кому-то нравится классическая музыка, кому-то тяжелый рок. И Бог, который благословил это разнообразие, дал человеку возможность и свободу выбирать то, что ему нравится, едва ли будет строить всех по одной линейке.
Бог — это высший разум, самый мощный интеллект во Вселенной. Бог — это совершенная любовь. И Бог всегда удивляет. Об этом писали святые отцы. Первое, что человек испытывает при познании Бога, — это удивление.
Так что же может уготовить Бог любящим Его? Ответ прост: Он может уготовить Себя. Потому что нет на Земле в материальном мире того, что можно сравнить с радостью общения с Богом, с радостью созерцания Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О подвиге Мученика Иакинфа Римского

Сегодня 16 июля. День памяти Мученика Иакинфа Римского, пострадавшего за Христа в 108 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Иакинф жил в Риме на рубеже I и II веков и служил при царском дворе. Христианство ещё было редким явлением, видимо, поэтому Иакинфу долгое время удавалось скрывать своё исповедание. Но однажды ему всё-таки надлежало принять участие в пиршестве при дворе. Это означало жертвоприношение. Святой отказался.
Расплата за тайное христианство была жестокой: Иакинф был казнён, а тело его было оставлено без погребения, но пребывало нетленным, хранимое ангелом, говорит Житие. После оно было перенесено в родной город Кесарию. Отсюда другое наименование святого — Иакинф Каппадокийский.
Пример святого мученика учит нас тому, что привычный ход вещей может внезапно прерваться, и нам придётся дать отчёт в нашем православном исповедании. Поэтому следует воспитывать в себе молитвенную готовность к этому.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О почитании святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси

Сегодня 16 июля. Церковь празднует Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, жившего в 17 веке.
О его почитании — протоиерей Владимир Быстрый.
Его земная жизнь трагически прервалась в 1569 году по воле царя Иоанна Грозного, чьего гнева он не устрашился, обличая беззаконие.
Божьим промыслом в 1646 году Патриарх Иосиф повелел торжественно открыть мощи святителя Филиппа на Соловках. Они были переложены в новую раку и выставлены для поклонения в Преображенском соборе.
А в 1652 году наступил момент великого покаяния и торжества правды. Будущий патриарх Никон, тогда митрополит Новгородский, предложил перенести мощи святых мучеников и иерархов, включая Филиппа, в Москву.
И вот, по благословению патриарха, владыка Никон лично отправился за мощами святителя Филиппа в далёкие Соловки. Путь святыни в столицу стал триумфом истины над неправдой.
Царь Алексей Михайлович, праправнук Грозного, вложил в руку святителя покаянную грамоту, моля о прощении грехов своего предка, символически склоняя царскую власть пред властью небесной правды.
Москва с ликованием встретила своего невинно изгнанного пастыря. Десять дней его мощи пребывали в центре Успенского собора под непрерывный пасхальный звон колоколов, а затем обрели вечное упокоение у южной двери алтаря.
И память об этой встрече жива до ныне. На том самом месте, где москвичи впервые поклонились возвращённой святыне, был воздвигнут крест. Отсюда пошло название «Крестовская застава» — вечный памятник покаянию, торжеству святости и незыблемости духовного подвига святителя Филиппа.
Все выпуски программы Актуальная тема