
Татьяна Любомирская
— Тут друзья друзей моей сестры собираются на Эльбрус, кататься на сноубордах, — сказала моя подруга Альмира. — Поехали?
— Поехали! — Согласилась я. — Только я никогда на них не каталась.
— Я тоже.
— Тогда поехали.
У нас с Альмирой обычно как? Сегодня договариваемся, завтра выезжаем. На покупку билетов и бронь отеля тратим максимум минут двадцать. Но друзья друзей сестры оказались товарищами обстоятельными и уже за месяц до планируемого путешествия решили купить билеты. На всеобщем сборе мы полтора часа обсуждали удобные рейсы, трансферы, экипировку... Я заскучала. Горы, солнце, полет по искрящемуся снегу понемногу стали обрастать нежелательными сложностями. Я начала сомневаться: а стоит ли мне ехать в эту поездку? Но ребята заверили меня, что всё пройдет отлично, и уговорили уже сейчас приобрести билеты на самолет.
— Так, девушки, которые никогда не катались — сказал главный вдохновитель поездки. — А вам до отъезда необходимо провести тренировку в Москве. Давайте договоримся на выходные, я вас поучу.
Мы согласились.
В назначенный день тренировки я заболела. Лежа с высокой температурой, я мрачно думала о том, как буду единственной из нашей группы, кто никогда не стоял на сноуборде. А ведь это опасный вид спорта, можно легко получить травму, особенно новичку.
Я позвонила подруге и сказала, что хочу сдать билеты. Мне было страшно ехать без подготовки. Сама Альмира, вернувшись с тренировки, на которой много падала, была мрачнее тучи.
— Честно говоря, я тоже сомневаюсь, стоит ли ехать. Но хочу рискнуть, — сказала она.
На том и порешили. Я с грустью сдала билеты. Альмира готовилась к поездке.
В запланированный день вылета я проснулась, привычно пошла на кухню ставить чайник и... наступила в огромную лужу. С потолка тонкой струйкой текла вода. Я живу на последнем этаже, и из-за обильных снегопадов в доме повредилась крыша. Всё утро я провозилась с тазами и тряпками и думала: что бы я делала, если сегодня, как планировалось, мне пришлось бы ехать в аэропорт? Слава Богу, что Он позаботился обо мне, устроив обстоятельства так, что я вовремя сдала билеты.
Вечером написала Альмире: «Ну как там Кавказ?».
А Альмира ответила:
— Я опоздала на стыковочный рейс, полдня провела в аэропорту и улетела обратно домой.
Знаете, я уверена, что Господь уберег нас с подругой, послав мне небольшую простуду в день тренировки, а ей ‒ опоздание на рейс. Это была не та поездка, к которой можно отнестись легкомысленно, как сделали мы с Альмирой. На кону стояло не просто приятное времяпрепровождение, и даже не моя квартира, которая могла серьезно пострадать от затопления, но наше с подругой здоровье. Во всей группе мы были единственными неумехами. Вполне возможно, что, не желая отставать от ребят, мы бы сделали что-то рискованное и... кто знает? Вдруг мы бы получили травмы?
Бог как любящий отец оберегает своих детей. Всякий раз, когда что-то идет не по плану, я верю в то, что это Божья рука мягко придерживает меня за плечи. «Не иди туда, — говорит мне Господь. — Ты пострадаешь. Доверься мне, моя доченька. Я знаю, как лучше для тебя».
Вера в заботу Господа ‒ большое утешение. Ничего не бойтесь! Он всегда устроит всё на благо нам, даже если в настоящий момент мы этого не понимаем.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема