К сегодняшнему рассказу очень бы подошла песня из известного сериала. Помните?:
День за днём, то теряя, то путая след,
Я иду в этот город, которого нет...
А ведь когда-то он очень даже был… город Зашиверск…
Как явствует из названия, город Зашиверск расположился за шиверами – то есть за каменными порогами в течении реки Индигирки, да и название получил соответствующее…
В 1639 году на индигирскую землю пришел отряд казаков. Командовал ими Посник Иванов (Посник – это имя). Вели их проводники-юкагиры. По Индигирке казаки и спустились вниз к месту возведения будущего Зашиверского острога. Место выбрано было весьма удачно – получилось, что Зашиверск оказался центром среди новообразованных зимовий и острожков на севере Якутии.
Юкагирская же землица, как писал Посник Иванов в донесении, была "людна, а Индигирская река рыбна; в Юкагирской землице соболей много; и в Индигирь-реку многие реки впали, а по всем тем рекам живут многие пешие и оленные люди; да у юкагирских же людей серебро есть".
Очень скоро Зашиверск стал центром торговых ярмарок, местом сбора купцов, путешественников, землепроходцев.
А еще ранее, в году 1700-м, здесь поставили шатровый деревянный храм – Спасо-Преображенский. И Зашиверск стал не только административным и торговым, но и православным центром Якутии.
И столь велика была роль Зашиверска, что в марте 1783 года указом царицы Екатерины II был образован Зашиверский уезд Якутской области и Зашиверск получил статус города.
Мало, что получил статус города 26 октября года 1790 высочайше утвержден был вместе с гербами городов Иркутского наместничества и герб Зашиверска: "в верхней части щита герб иркутский, в нижней части в черном поле золотая лисица, в знак того, что жители сей округи ловлею сих зверей промышляют".
Увы, все эти регалии несколько припоздали – к тому времени в Зашиверск пришла эпидемия черной оспы. Вымерли, понятно, не все жители, но учитывая, что пушной промысел захирел, ибо соболя изрядно выбили, город свой статус стал терять.
В 1805 году город Зашиверск упразднили, и центр уезда перенсли в Верхоянск. А к 1898 году город окончательно опустел.
Ныне же на месте Зашиверска стоит лишь недавно построенная часовня в память жителей несуществующего ныне города.
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема