Издавна известна и популярна у нас песня, известная по первой строке – По диким степям Забайкалья. И есть там такие строки:
Долго я тяжкие цепи носил,
Долго скитался в горах Акатуя;
Старый товарищ бежать пособил —
Ожил я, волю почуя.
Шилка и Нерчинск не страшны теперь,
Горная стража меня не поймала,
В дебрях не тронул прожорливый зверь,
Пуля стрелка — миновала.
Называют иногда эту песню еще «Бродяга», но с таким названием согласиться сложно. Потому что на самом-то деле песня поется от лица беглого каторжника. А упоминающиеся в ней Акатуй, Шилка и Нерчинск – суть населенные пункты и соответствующие им по названиям каторжные тюрьмы, находившиеся при рудниках Нерчинского горного округа.
Каторжная система в Восточной Сибири начала создаваться в начале XVIII века. Предполагалось, что в иестах этих будут отбывать наказание осужденные за наиболее тяжкие уголовные преступления. Первая - Зерентуйская каторжная тюрьма появилась при свинцово-серебряном руднике в селе Горный Зерентуй в 1739 году. А к началу XIX века сложилась уже целая система тюрем, рудников и заводов, которые управлялись Горным департаментом, а принадлежали Кабинету Его Императорского Величества. Соответственно, каторжане использовались и для добычи руды, и на литейных, и на соляных заводах, на строительстве и всевозможных хозяйственных работах.
Позже, с появлением в России свободомыслия, каторга перестала быть чисто уголовной. В обилии появились и политические заключенные. И первыми ласточками, если можно так выразиться, стали осужденные в 1825 году декабристы. Те самые, которым Пушкин посвятил свое стихотворение «Во глубине сибирских руд…» Справедливости ради стоит сказать, что процветавшее мздоимство привело к тому, что небедные аристократы-декабристы «во глубину сибирских руд», то бишь в шахты и рудники, практически никогда и не спускались, кайлом не махали и тачку с рудою не возили.
А из известных людей, побывавших на Забайкальской каторге, стоит упомянуть, скажем, Чернышевского, эсерку Марию Спиридонову, Фани Каплан, позже стрелявшую в Ленина. Сиживал здесь и легендарный Григорий Иванович Котовский, который в силу неуёмности характера благополучно отсюда сбежал.
Ну а после Февральской революции 1917 года все политические заключённые были освобождены, Управление каторги ликвидировано.
16 июля. О вечной жизни

Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
О вечной жизни — епископ Черняховский и Славский Николай.
Как мы представляем себе рай? Это место, где находиться хорошо и приятно. Но дело в том, что «хорошо» для каждого из нас разное: кому-то нравится тепло, кому-то прохлада, кому-то нравится классическая музыка, кому-то тяжелый рок. И Бог, который благословил это разнообразие, дал человеку возможность и свободу выбирать то, что ему нравится, едва ли будет строить всех по одной линейке.
Бог — это высший разум, самый мощный интеллект во Вселенной. Бог — это совершенная любовь. И Бог всегда удивляет. Об этом писали святые отцы. Первое, что человек испытывает при познании Бога, — это удивление.
Так что же может уготовить Бог любящим Его? Ответ прост: Он может уготовить Себя. Потому что нет на Земле в материальном мире того, что можно сравнить с радостью общения с Богом, с радостью созерцания Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О подвиге Мученика Иакинфа Римского

Сегодня 16 июля. День памяти Мученика Иакинфа Римского, пострадавшего за Христа в 108 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Иакинф жил в Риме на рубеже I и II веков и служил при царском дворе. Христианство ещё было редким явлением, видимо, поэтому Иакинфу долгое время удавалось скрывать своё исповедание. Но однажды ему всё-таки надлежало принять участие в пиршестве при дворе. Это означало жертвоприношение. Святой отказался.
Расплата за тайное христианство была жестокой: Иакинф был казнён, а тело его было оставлено без погребения, но пребывало нетленным, хранимое ангелом, говорит Житие. После оно было перенесено в родной город Кесарию. Отсюда другое наименование святого — Иакинф Каппадокийский.
Пример святого мученика учит нас тому, что привычный ход вещей может внезапно прерваться, и нам придётся дать отчёт в нашем православном исповедании. Поэтому следует воспитывать в себе молитвенную готовность к этому.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О почитании святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси

Сегодня 16 июля. Церковь празднует Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, жившего в 17 веке.
О его почитании — протоиерей Владимир Быстрый.
Его земная жизнь трагически прервалась в 1569 году по воле царя Иоанна Грозного, чьего гнева он не устрашился, обличая беззаконие.
Божьим промыслом в 1646 году Патриарх Иосиф повелел торжественно открыть мощи святителя Филиппа на Соловках. Они были переложены в новую раку и выставлены для поклонения в Преображенском соборе.
А в 1652 году наступил момент великого покаяния и торжества правды. Будущий патриарх Никон, тогда митрополит Новгородский, предложил перенести мощи святых мучеников и иерархов, включая Филиппа, в Москву.
И вот, по благословению патриарха, владыка Никон лично отправился за мощами святителя Филиппа в далёкие Соловки. Путь святыни в столицу стал триумфом истины над неправдой.
Царь Алексей Михайлович, праправнук Грозного, вложил в руку святителя покаянную грамоту, моля о прощении грехов своего предка, символически склоняя царскую власть пред властью небесной правды.
Москва с ликованием встретила своего невинно изгнанного пастыря. Десять дней его мощи пребывали в центре Успенского собора под непрерывный пасхальный звон колоколов, а затем обрели вечное упокоение у южной двери алтаря.
И память об этой встрече жива до ныне. На том самом месте, где москвичи впервые поклонились возвращённой святыне, был воздвигнут крест. Отсюда пошло название «Крестовская застава» — вечный памятник покаянию, торжеству святости и незыблемости духовного подвига святителя Филиппа.
Все выпуски программы Актуальная тема