Имени человека, о котором сегодня пойдет рассказ, я пока не назову, так сказать, немного вас поинтригую. И человек этот, хоть он и не сибиряк, имеет, тем не менее, к Сибири самое непосредственное отношение. А вот какое – от этом позже.
Принадлежал он к старинному дворянскому роду. Среди его предков – и воевода, служивший Ярославу Мудрому, и участник Куликовской битвы, и начальник штаба генерала Ермолова, и член военного совета при Александре 1-м. Отец его – потомственный военный, с 1918 года воевавший в рядах Красной Армии. Однако в 1930-м отца арестовали, а спустя 13 лет, в 1943-м, арестовали и его 17-тилетнего сына, героя нашего сегодняшнего рассказа. Он вышел только через 9 лет и, поскольку в центральной России ему жить было запрещено, несколько лет провел на лесосплаве в Абакане. Это первое, что связало нашего героя с Сибирью. Но не главное. Хотя главное началось именно здесь, в Абакане, а еще точнее – в Абаканском драматическом театре, где герой наш, не имея актерского образования, впервые вышел на сцену. Замечу к слову, что актерского образования он так никогда и не получил, что не помешало ему сыграть множество больших ролей и заслужить любовь миллионов зрителей. И Абаканский театр – второе обстоятельство, связавшее имя нашего героя с Сибирью.
Ну, уже понятно, что сегодня мы рассказываем не просто об актере, а о поистине великом актере.
«Командир счастливой «Щуки», «Пираты 20-го века», «Ярослав Мудрый», «Возвращение резидента» и «Конец операции «Резидент».
И, наконец, две роли, 1971-го и 1973-го годов, которые и принесли актеру всенародную славу.
Но сначала мы все-таки назовем его имя. Пётр Серге́евич Вельяминов.
1971 год. На телеэкраны страны выходит фильм «Тени исчезают в полдень», где Вельяминов сыграл роль председателя сибирского колхоза Захара Захаровича Большакова. В 1973 году на волне успеха первого фильма выходит второй – «Вечный зов», где Вельяминов снимается в роли революционера, партийного и советского работника Поликарпа Матвеевича Кружилина, тоже сибиряка. И это третье – и главное обстоятельство – связавшее имя Петра Сергеевича Вельяминова с Сибирью.
Он мог больше бы ничего не играть, и все равно – сыгранные им герои-сибиряки – а они именно герои, и никак иначе – останутся в памяти народа, как настоящие люди с широким, сильным и добрым сибирским характером.
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема