Имени человека, о котором сегодня пойдет рассказ, я пока не назову, так сказать, немного вас поинтригую. И человек этот, хоть он и не сибиряк, имеет, тем не менее, к Сибири самое непосредственное отношение. А вот какое – от этом позже.
Принадлежал он к старинному дворянскому роду. Среди его предков – и воевода, служивший Ярославу Мудрому, и участник Куликовской битвы, и начальник штаба генерала Ермолова, и член военного совета при Александре 1-м. Отец его – потомственный военный, с 1918 года воевавший в рядах Красной Армии. Однако в 1930-м отца арестовали, а спустя 13 лет, в 1943-м, арестовали и его 17-тилетнего сына, героя нашего сегодняшнего рассказа. Он вышел только через 9 лет и, поскольку в центральной России ему жить было запрещено, несколько лет провел на лесосплаве в Абакане. Это первое, что связало нашего героя с Сибирью. Но не главное. Хотя главное началось именно здесь, в Абакане, а еще точнее – в Абаканском драматическом театре, где герой наш, не имея актерского образования, впервые вышел на сцену. Замечу к слову, что актерского образования он так никогда и не получил, что не помешало ему сыграть множество больших ролей и заслужить любовь миллионов зрителей. И Абаканский театр – второе обстоятельство, связавшее имя нашего героя с Сибирью.
Ну, уже понятно, что сегодня мы рассказываем не просто об актере, а о поистине великом актере.
«Командир счастливой «Щуки», «Пираты 20-го века», «Ярослав Мудрый», «Возвращение резидента» и «Конец операции «Резидент».
И, наконец, две роли, 1971-го и 1973-го годов, которые и принесли актеру всенародную славу.
Но сначала мы все-таки назовем его имя. Пётр Серге́евич Вельяминов.
1971 год. На телеэкраны страны выходит фильм «Тени исчезают в полдень», где Вельяминов сыграл роль председателя сибирского колхоза Захара Захаровича Большакова. В 1973 году на волне успеха первого фильма выходит второй – «Вечный зов», где Вельяминов снимается в роли революционера, партийного и советского работника Поликарпа Матвеевича Кружилина, тоже сибиряка. И это третье – и главное обстоятельство – связавшее имя Петра Сергеевича Вельяминова с Сибирью.
Он мог больше бы ничего не играть, и все равно – сыгранные им герои-сибиряки – а они именно герои, и никак иначе – останутся в памяти народа, как настоящие люди с широким, сильным и добрым сибирским характером.
«Празднование Пасхи. Русский Фольклор». Юлия Алакина
У нас в гостях была певица, автор, композитор, руководитель нескольких фолк-проектов Юлия Алакина.
В пасхальный вечер мы говорили о традициях встречи праздников, о русском фольклоре, а также слушали замечательные песни. Кроме того наша гостья рассказала о своем приходе к вере, о любви к русским традициям и изучении народнодных песен и духовных стихов.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.