
Фото: PxHere
Киноактёр Юрий Саранцев и его жена Вера Петрова признавались, что были друг у друга первой и единственной любовью. Супруги прожили в браке 48 лет. Один раз и на всю жизнь — это про них.
Познакомились во ВГИКе — Всероссийском государственном институте кинематографии. Поступать туда Юрий приехал из родного Поволжья. В самом начале первого курса на перемене он бежал куда-то по делам. И вдруг увидел девушку. Она улыбалась. Ему, совершенно незнакомому парню. В этой улыбке не было кокетства или стремления понравиться. Девушка излучала внутренний свет, спокойствие и тепло. Саранцев невольно остановился. Он даже забыл, что куда-то спешил. Впоследствии Юрий Дмитриевич рассказывал о своей встрече с будущей супругой: «Мы просто посмотрели друг на друга, и всё поняли. Знаете, как говорят — браки совершаются на Небесах».
Впрочем, до брака было ещё далеко. Юрий и Вера познакомились. Стали проводить много времени вместе. Ходили в театры и кино. Гуляли по Москве. Но никак не могли преодолеть робость и признаться друг другу в любви. Так продолжалось несколько лет. Саранцев и Петрова окончили институт. Вера захотела поработать во ВГИКе ассистентом, Юрий поступил в труппу Театра-студии киноактёра, много снимался. 6 марта 1953 года рано утром он, как обычно, вышел из дома. Саранцев тогда снимал комнату в самом центре Москвы, на Большой Дмитровке — тогда эта улица называлась Пушкинской. Прошёл немного, и упёрся в колонну грузовиков. Кругом — военные, конная милиция. Юрия остановили, проверили документы. «А что случилось-то?», — спросил он в недоумении. Милиционер сказал отрывисто: «Сталин умер». Центральные улицы столицы в одно мгновение перекрыли. Вернуться обратно домой Юрий не смог. Выход был один — пока возможно, уехать подальше от центра, и переждать грядущие события. Но у Саранцева не было в Москве никого. Никого, кроме... Веры.
Когда он появился на пороге девушки, она не задала никаких вопросов. Приветливо пригласила. Вера жила в коммуналке — комнату делила с мамой и братом. За большим платяным шкафом, на раскладушке, нашлось место и для Юры. Он жил у Петровых неделю — всё время, пока длились траурные мероприятия. Когда всё закончилось и можно было ехать домой, Юрий понял, что он больше не сможет без Веры. И сделал ей предложение. Они расписались буквально на следующий день — в то время это было возможно. И с того самого момента были вместе неразлучно.
Они работали над одними проектами — в картине «Дом на Лесной» режиссёра Николая Санишвили сыграли мужа и жену. Много трудились в качестве актёров дубляжа. Супругов часто приглашали озвучивать фильмы на Ялтинскую киностудию — такие командировки они всегда совмещали с морским отдыхом. В 1962-м году у Веры и Юрия родилась дочь Екатерина. Тогда же Вера Петровна решила оставить работу ради семьи. «Пусть у нас будет только один артист», — сказала она мужу. Саранцев много работал: снимался, озвучивал. Актёру было важно, чтобы его «девочки», как он называл жену и дочку, ни в чем не нуждались. Вера Петровна стала образцовой домохозяйкой. Супруги очень любили кошек — в доме постоянно жили несколько хвостатых. Уже пожилыми людьми начали ходить в храм — Вознесенскую церковь в Коломенском.
В 2001-м году скончалась Вера Петровна. Уход жены подкосил здоровье Юрия Дмитриевича. Начала прогрессировать болезнь Альцгеймера. Артист потерял память. Единственное, что он помнил — имя любимой супруги. Он постоянно повторял его в день своей кончины в августе 2005-го года.
Один из фильмов, в котором снимался Юрий Саранцев, назывался «Счастье надо беречь». Своё семейное счастье Юрий Дмитриевич и Вера Петровна сберегли на всю жизнь.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.
Псалом 82. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 82. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема