
Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 13 зач., V, 1-11.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В первые десятилетия исторического бытия Христовой Церкви происходили совершенно невероятные события. Невероятной была способность апостолов именем Христовым совершать потрясающие воображение чудеса, невероятными были вообще все духовные дарования Древней Церкви. Однако были в то время и такие проявления силы Божией, от которых становится страшно. Одно из таких проявлений вмешательства Бога в жизнь апостольской общины описано в 5-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 5.
1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
Действительно, великий страх обымает всех, кто слышит эту историю. К страху примешивается и непонимание: зачем же нужно было карать смертью тех людей, которые всего лишь утаили часть собственных средств? Да, обманывать нехорошо, но разве смерть — адекватное наказание за такое прегрешение?
Можно было бы подумать, что эти и подобные им вопросы вызваны характерным для нашего времени гуманистическим прочтением Священного Писания, однако недоумение история Анании и Сапфиры вызывала и в первые века христианства, а потому мало кто из древних толкователей обходил эту историю своим вниманием, благодаря этому мы можем увидеть, что Церковь, с одной стороны, никогда не пыталась сгладить впечатление от чрезвычайной строгости наказания Анании и Сапфиры, а с другой — Церковь всегда понимала необходимость такого наказания.
Дело здесь в том, что в первые годы после Сошествия Святого Духа на апостолов Церковь не могла позволить пребывать в своей ограде чему бы то ни было несовершенному, ведь это было время, в которое шла наиболее активная проповедь, люди, слушая апостолов и видя безукоризненную нравственную чистоту христиан, стремились примкнуть к ученикам Христовым, и нельзя было допустить, чтобы внутри христианской общины была какая-либо скверна, уничтожающая собой апостольскую проповедь. Кроме того, некоторые толкователи проводили параллель между грехом Анании и Сапфиры и грехом Иуды — в обоих случаях речь идёт об изощрённом сребролюбии, прикрытом ложью и лицемерием. Мы знаем, к чему привёл грех Иуды, тем более остро помнили и чувствовали последствия этого греха апостолы, и они не имели права не показать всем последующим поколениям христиан невероятную тяжесть этого греха.
А ещё эта история напоминает нам о крайне важной истине: Бог не только милует нас и прощает, Бог наказывает тех, чьи грехи могут стать причиной соблазна для других людей. Об этом предупреждал Сам Христос, и Его слова — это не пустой звук: «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк. 17:1–2).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Священник Николай Боголюбов и его сыновья

Фото: Chris Lawton / Unsplash
Братья Боголюбовы — Николай, Алексей и Михаил — известные учёные ХХ века. Николай Николаевич — физик. Алексей Николаевич — математик. Михаил Николаевич — филолог, языковед. Все трое — академики. И верующие люди. Братья не раз говорили, что открыл им двери в науку и научил вере отец — священник Николай Михайлович Боголюбов.
Он и сам был учёным — выпускник Московской духовной академии, вольнослушатель курсов по истории раннего христианства Берлинского университета, Николай Михайлович был профессором богословия киевского Императорского Свято-Владимирского университета. А ещё служил настоятелем университетского домового храма. Другими словами, человеком отец Николай Боголюбов был крайне занятым: богослужения, преподавательская деятельность, научная работа. Но даже при таком напряжённом графике он старался как можно больше времени проводить с семьёй: супругой Ольгой Николаевной и тремя сыновьями, Мишей, Алёшей и Котей — так по-домашнему ласково родители и братья звали Николая. Средний сын, Алексей Николаевич, впоследствии оставил мемуары, в которых рассказал о семейных буднях Боголюбовых.
С самого детства мальчики помогали отцу во время богослужений — читали Псалтирь, прислуживали в алтаре. Ранним утром, взявшись за руки, они шли в храм. По пути обсуждали с отцом Николаем эпизоды из Священной истории. Мальчики рано научились читать, и к своим 6-7 годам прекрасно знали Библию. На Рождество ребята ходили по домам славить Христа в красивых костюмах, которые специально к этому дню шила им мать. Ольга Николаевна Боголюбова тоже была глубоко верующей женщиной. Она окончила Нижегородскую консерваторию и работала учительницей музыки. Занималась она и с сыновьями — всех троих научила неплохо играть на фортепиано. И всё же с самых юных лет научная деятельность привлекала братьев куда больше музыки. Примером служил отец. Для работы над докторской диссертацией по богословию отец Николай дома оборудовал себе уголок в общей зале. В семье, когда рядом были самые близкие люди, ему работалось лучше, чем в уединении. Мальчики видели, насколько увлечён работой их отец. И делали выводы: значит, научная деятельность — это очень интересно! Подражая отцу, они тоже писали «научные работы» — брали из библиотеки какую-нибудь книгу, садились за стол и с важным видом старательно что-нибудь оттуда переписывали. А начинали они свои диссертации одинаково, со слов: «Папа сидит и пишет книгу». В свободное время отец занимался с Колей, Алёшей и Мишей — учил их иностранным языкам и практически всем предметам начальной школы. Так что в гимназию они поступили хорошо подготовленными.
В начале 20-х годов ХХ века страну охватил голод. Чтобы прокормить семью, священник Николай Боголюбов занялся сельским хозяйством. Его сын, Алексей Николаевич в своих мемуарах вспоминал, как дети помогали отцу молотить зерно специальными ручными орудиями — цепами, как в старину. Николай Михайлович научил сыновей не чуждаться тяжёлого физического труда, заботиться о хлебе насущном ради ближних. Отцовские уроки академики не забывали никогда.
Уже будучи крупными советскими учёными, братья Боголюбовы не перестали посещать храм, регулярно исповедовались и причащались. В гуще общественной жизни, в постоянных научных трудах, они оставались христианами. И, несмотря на непростое для верующих людей время, не скрывали, что отец их был священнослужителем. Наоборот — подчёркивали, что именно он своим примером указал им жизненный путь.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Анатолий Папанов и его родители, Дмитрий и Елена Папановы

Фото: Pietro Jeng / Pexels
Актёр театра и кино Анатолий Дмитриевич Папанов говорил, что в трудные моменты жизни его согревали и поддерживали воспоминания о детстве, семье и родительском доме. «Закроешь глаза — и вновь окажешься в знакомой восемнадцатиметровой комнатке, увидишь мать, отца, сестрёнку. И оживает душа, будто вливается в тебя новая сила», — делился артист сокровенными мыслями в своих мемуарах.
Анатолий появился на свет в октябре 1922-го, в городке Вязьма Смоленской губернии. Отец будущего артиста, Дмитрий Филиппович, был военным. Участвовал в Первой мировой и Гражданской войнах. Анатолий Папанов вспоминал о нём, как о скромном, деликатном человеке, мастере на все руки. Мама, Елена Болеславовна, по национальности — полька; она перешла из католичества в православие, и прививала веру своим детям — Анатолию и его старшей сестре Нине. Елена Болеславовна крестила сына в Троицком соборе Вязьмы. Впоследствии супруга Анатолия Папанова вспоминала, что муж часто молился, посещал Богослужения, читал Евангелие и старался жить по Христовым заповедям, как учила его мама.
От отца Папанов унаследовал актёрский талант. Дмитрий Филиппович занимался в местной художественной самодеятельности и часто привлекал сына к участию в постановках. Однажды шестилетний Толя изображал за кулисами гром. Для этого отец и сын принесли из дома железное корыто. В нужные моменты Толя ударял по нему молотком. Репетиция прошла успешно, однако ни Толя, ни его папа не заметили, что днище корыта изрядно помялось. Утварь вернули домой. Елена Болеславовна, обнаружив повреждения, огорчилась. Шутка ли — в корыте мама обстирывала всю семью! Чуть не разразилась гроза пострашнее театральной. К счастью, родители умели любовью и добротой предотвращать конфликты. Так вышло и на этот раз. Дмитрий Филиппович с сыном быстро починили корыто. «Я рос в очень дружной семье», — позднее с теплом рассказывал Папанов в интервью.
В 1930-м семья перебралась из Вязьмы в Москву. Отец уволился с военной службы и устроился работать на завод. Анатолий пошёл в школу. А едва окончил её, началась Великая Отечественная война. В 1941-м Анатолий отправился на фронт. Был тяжело ранен. Папанов вспоминал, как в страшные минуты, под вражескими пулями, он молился. А ещё думал об отце и маме. Сохранилось письмо сержанта Папанова из госпиталя, в котором он обращается к матери с простыми, но полными нежности словами: «Дорогая мамочка! Крепко-крепко тебя целую».
В 1943-м Папанова демобилизовали по ранению. Он вернулся в Москву и поступил на актёрский факультет Государственного института театрального искусства. Отец с большим одобрением отнёсся к выбору сына. И в дальнейшем всегда интересовался его работой — репетициями, съёмками, спектаклями. Анатолий Дмитриевич стал известным и востребованным актёром. При этом старался уделять внимание родителям — навещал их каждую неделю, постоянно звонил. По праздникам семья собиралась вместе.
В 1972-м скончалась Елены Болеславовна. Анатолий был на гастролях в городе Ташкенте. Когда по телефону ему сообщили горестную весть, он сразу же вылетел в Москву. Дочь Папанова, Елена, вспоминала, что потеря матери стала для актёра непростым испытанием. Анатолий Дмитриевич поддерживал овдовевшего отца, заботился о нём. Дмитрий Филиппович ушёл из жизни через 10 лет после супруги, в 1982-м. 60-летний Папанов рассказывал, что часто потом приходил к опустевшему родительскому дому: «Посмотрю на знакомое окно, и встрепенётся что-то в душе...».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Александра Фон-Розе (в монашестве - Ангелина) и её супруг Николай (Карл) Фон-Розе

Фото: Pixabay / Pexels
Недавняя выпускница Смольного института благородных девиц, шестнадцатилетняя Сашенька Шмакова, с трепещущим сердцем возвращалась из гостиной в свою комнату. Только что родители благословили её на брак. К Александре посватался Карл Андреевич фон-Розе, молодой петербургский дворянин, человек знатный и богатый, а главное — добрый и искренне её любящий. Он был другом семьи, Сашенька хорошо его знала, и тоже питала к нему глубокую сердечную привязанность. И вот, теперь они станут мужем и женой! Александру переполняло счастье. Лишь одно её тревожило. Жених, обрусевший немец, был лютеранином. Сашеньку же родители с младенчества воспитывали в православной вере. Не станет ли это причиной разногласий между нею и супругом? У отца с матерью Александра научилась во всех случаях полагаться на Господа. Так поступила она и в этот раз. Молитва уняла беспокойство девушки. Начались приготовления к свадьбе.
Александра Филипповна и Карл Андреевич фон-Розе обвенчались в 1824-м году, в одном из православных храмов Петербурга. Венчание православной христианки с лютеранином позволялось, при условии, что детей своих они воспитают в православной вере. Потекла размеренная семейная жизнь. Собственный дом в столице, роскошная обстановка, изысканное общество, балы, приёмы. Среди этого блеска и богатства Александра скоро почувствовала себя неуютно. Она устроила в их с мужем особняке небольшую домовую церковь, где проводила много времени в молитвах. Стала строго поститься, старалась избегать шумных собраний. Карл Андреевич поддерживал стремления супруги, и Александра Филипповна в глубине души надеялась, что муж примет православие. Однако он не торопился сделать этот шаг.
Так прошли 23 года их брака. И вот, в 1847-м, в семью пришла долгожданная радость — у супругов фон-Розе родилась дочь. Девочку назвали Марией. Но спустя два года малышка скончалась от внезапной болезни. Александре Филипповне казалось, что и её жизнь кончена. Карл Андреевич очень переживал, и поддерживал супругу в их общем горе. Однажды он сказал жене, что хочет быть рядом с нею и духом. А потому твёрдо решил принять православие. Спустя несколько дней над Карлом Андреевичем было совершено таинство Миропомазания — таков чин принятия лютеран в Православие. По собственному желанию, он принял православное имя — Николай, в честь святого Николая Чудотворца.
У супругов фон-Розе началась новая жизнь. Теперь они были неразлучны — вместе молились, ходили в храм, паломничали по святым местам. Во время одного из таких путешествий Николай Андреевич доверил супруге сокровенные думы. Он сказал: «Если тебе суждено умереть раньше меня, то я хотел бы устроить мужской монастырь. Если же я умру прежде тебя, то ты устрой женскую обитель. Так мы всегда будем помогать друг другу молитвами и не узнаем разлуки». Александра Филипповна была тронута его словами.
А пока жизнь шла своим чередом. В 1858-м году Николай Андреевич приобрёл поместье — небольшое сельцо Творожково под Псковом. После покупки Александра Филипповна приехала осмотреть новые владения. Её взору предстала... пустая земля с несколькими ветхими строениями. Муж увидел её недоумение и объяснил замысел: «Ты только посмотри: лесу много, озеро рядом, от больших селений далеко — какое удобное место для монастыря!». Супруги решили не мешкая перебраться в Творожково. Поселились в старой избе. Завели небольшое хозяйство. Николай Андреевич потихоньку закупал материал для будущей стройки. Однажды зимой он отправился за брёвнами на лесопилку, и сильно простудился. Началось тяжёлое воспаление лёгких. Понимая, что час его близок, Николай Андреевич позвал священника, исповедовался, причастился Святых Христовых Таин и мирно отошёл ко Господу. Оплакав любимого супруга, Александра Филипповна приступила к осуществлению их общего замысла — устроению обители. Продала столичное имущество, и на эти деньги за несколько лет построила в Творожково женский монастырь. В декабре 1866 года обитель была освящена во имя Святой Живоначальной Троицы. Накануне этого радостного события Александра Филипповна фон-Розе приняла монашеский постриг с именем Ангелина. Всё, что оставалось у неё ценного, она передала монастырю, и сама поселилась в нём. До самой своей кончины в 1880-м году матушка Ангелина жила в простоте, смирении и послушании. И каждый день молилась о любимом супруге.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен