В девятнадцатом веке газеты Енисейской губернии, границы которой сегодня практически повторяет Красноярский край, как правило, печатали последние новости из далёкой столицы, острые рецензии на театральные постановки и литературные новинки, сведения о погоде и объявления. А еще каждый год на страницах местной прессы известный купец Иван Герасимович Гадалов публиковал свои отчёты о том, сколько он заработал и чем приумножил свои капиталы.
Хотя декларация о доходах в то время совершенно не вменялась предпринимателям в обязанность, Иван Герасимович считал своим долгом показать, что дела он ведёт честно, никого не обманывает, на чужом несчастье не наживается. Впрочем, читатели газет это и так прекрасно знали. В Красноярске, Томске, Енисейске и других окрестных городах был повод поговорить о Гадаловском милосердии.
Иван Герасимович - выходец из бедного крестьянства. Его отец был крепостным. Получив волю, Гадаловы приписались к купечеству. А вскоре отец Ивана прослышал о том, что на берегах Енисея открыто золотое месторождение. Недолго думая, он вручил тринадцатилетнему Ване холщёвую котомку с провизией, кое-каким мелким товаром на случай нехватки денег, и… отправил мальчика в Сибирь.
Но золотопромышленником Иван Гадалов не стал. Вместо этого он открыл в Енисейске и Канске пятнадцать бакалейных и мануфактурных магазинов, и уже вскоре был известен как один из самых успешных сибирских купцов. К двадцати пяти годам молодого предпринимателя заметили местные власти. В городе Канске Иван Гадалов был избран на должность словесного судьи – так раньше именовались представители закона, разбирающие торговые и финансовые тяжбы.
Публичная должность дала Ивану Герасимовичу возможность увидеть, как много людей вокруг нуждается в помощи. И он решил не копить официальные прошения в ящике своего письменного стола, а действовать, используя для этого собственные возможности и материальные ресурсы.
Как раз в это время под угрозой остановки оказалось строительство мужской гимназии в Красноярске: у земства не хватало средств. Гадалов внёс недостающую сумму – пятьдесят тысяч рублей, и взял на себя обязательства по дальнейшему содержанию учебного заведения. Ровно двадцать лет Иван Герасимович был попечителем Красноярской мужской гимназии, ежегодно выделяя на её нужды по тысяче рублей.
Иван Герасимович проявлял по-настоящему отеческую заботу к сиротам. Он был попечителем Канского приюта для детей осуждённых, который содержал на собственные деньги. Много жертвовал он и приютам в других городах Сибири. А когда в Красноярске из-за нехватки строительных материалов вдруг приостановилось строительство земского сиротского приюта, Гадалов незамедлительно купил и отправил на стройку полторы тысячи пудов извести.
В январе тысяча восемьсот девяносто шестого года в газете «Енисейск» появилась скромная заметка о том, что купец Иван Герасимович Гадалов в день коронации Их Императорских Величеств Николая Второго и Александры Фёдоровны, пожертвовал пятнадцать тысяч рублей Томскому приюту для слепых, и столько же – на прочие нужды города.
Но далеко не все дела милосердия Ивана Герасимовича попадали в прессу. Да и сам Гадалов вряд ли желал, чтобы его благотворительность становилась достоянием общественности. Он просто помогал всюду, где только мог: заботился о раненых солдатах, возвращавшихся с Русско-Японской войны – специально для этого он содержал духовой оркестр, игравший по выходным в Томском городском саду, а все доходы с этих концертов направлял на помощь больницам, военным госпиталям и семьям погибших и раненых солдат.
Иван Герасимович много и щедро помогал Церкви. На его полном попечительстве находились домовые храмы Канской мужской гимназии и Томского университета. Когда в Томске началось строительство Троицкого собора, Иван Гадалов вошёл в состав строительного комитета и оказывал финансовую помощь на всех этапах грандиозной стройки. Но особенным вниманием купца пользовался Спасский собор в Канске – там покоился отец Ивана Герасимовича. За неустанную заботу о нуждах собора Иван Гадалов был удостоен письменной благодарности Святейшего Синода.
Конечно, добрые дела Иван Герасимович совершал совсем не ради почестей. И хотя его благотворительная деятельность была отмечена самыми почётными наградами Российской Империи: орденами Святого Станислава, Святой Анны и Святого Владимира, он до конца жизни считал, что помощь ближнему – не заслуга, а долг каждого человека.
22 мая. О неверии и духовной слепоте фарисеев

В 9-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа, обращённые к фарисеям: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас».
О неверии и духовной слепоте фарисеев — игумен Лука (Степанов).
Эти слова Господа перекликаются с другими Его наставлениями о том, что хулящий Духа Святого не имеет прощения ни в этом веке, ни в будущем, поскольку очевидно отрекается от истины и называет ложь правдой.
Если бы фарисеи не ведали, что творили, если бы очевидно не изобразился перед ними Христос в Божественном Его могуществе, то, может быть, и имели бы оправдание в своем неверии, но поскольку их неверие было в чистом виде свидетельством их злого расположения воли, отрицающим Божество, то и возвещает им Господь непростительность этого состояния и то, что грех их остаётся на них, ибо их слепота не физическая, но добровольная и сердечная.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 мая. О подвиге преподобного Иосифа Оптинского

Сегодня 22 мая. День памяти преподобного Иосифа Оптинского, отошедшего ко Господу в 1911 году.
О его подвиге — священник Николай Яковлев.
Великая тайна промысла Божия приоткрывается нам, человекам, в частности, через святой ангельский образ иноческого жития — особого служения, когда в далёкой пещере или пустыни творится умно-сердечная молитва, и по этой молитве совершается чудо.
Несравненной жемчужиной монашеского подвига, без сомнения, является феномен оптинского старчества. XIX век. Свято-Введенская Оптина пустынь вписывает в свои недра ещё одного светоча для всей православной России — преподобного старца Иосифа.
Яркими качествами старца явились беспрекословное послушание, трудолюбие, молчаливость и беззлобие. Ни с кем батюшка не вёл длинных бесед. Он умел в нескольких словах выразить самое главное — наставить и утешить. Ведь сила его молитвы была выше и драгоценнее любых слов.
Старцу Иосифу часто задавали один и тот же вопрос: «Как же можно узнать прозорливого человека?» И ответ был просто поразителен: «Узнать такого человека нужно по смирению, потому что враг, то есть дьявол, может дать прозорливость человеку, а смирение никогда не даёт».
Помоги нам, Бог, теплить в наших сердцах сегодня дар смирения, так необходимого всем нам, по молитвам преподобного Иосифа, старца Оптинского!
Все выпуски программы Актуальная тема
22 мая. Об иконографии святителя Николая

Сегодня 22 мая. Церковь празднует Перенесение в 1087 году мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари.
Об иконографии святителя Николая — протоиерей Василий Гелеван.
Святитель Николай Чудотворец — один из самых почитаемых святых в Церкви, и существует множество его икон. Наиболее распространено поясное изображение святого с закрытым Евангелием в левой руке и благословляющей правой рукой. Иногда в правом и левом углу иконы можно увидеть фигуры Христа с Евангелием и Богородицы с омофором.
Это в память о чуде, случившемся во время работы Первого Вселенского Собора. Когда после пощёчины Николая еретику Арию, отцы Собора сочли этот поступок недостойным сана архиерея и сняли с него священный сан. Тогда многим участникам Собора во сне явился Господь и явилась Матерь Божия, восстанавливающими в сане святого епископа.
Поскольку память святого Николая совершается два раза в год, 19 декабря и 22 мая, в народе эти праздники называют Николой Зимним и Николой Летним. И это нашло отражение в иконах святого. Святителя изображают в головном уборе или без него.
Распространено также и ростовое изображение святого Николая, так называемый Никола Зарайский. Необычность этой иконы в том, что руки святого подняты выше, чем обычно на иконах святителей, где обычно локти святителей прижаты к телу.
Как развитие этого образа появилась икона Никола Можайский. Это список со статуи Николы Угодника, установленной когда-то над городскими воротами Можайска и спасшей жителей от вражеского набега. В правой руке святитель держит храм, а в левой руке — меч. Как пример, икона святого Николая на иконостасе в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках, в Москве.
Все выпуски программы Актуальная тема