Многим в Тольятти знакома Казанская церковь, что высится в начале проезда Вавиловой. Но, наверное, не все знают, что она считается преемницей Троицкого собора, ушедшего на дно Жигулевского моря вместе со старым Ставрополем. Как стало возможным такое наследование? Попробуем разобраться.
В Ставрополе новом, отстроенном взамен затопленного древнего города и получившем вскоре имя итальянского коммуниста Тольятти, по логике, вообще не должно было быть церквей. Нельзя назвать иначе как чудом, что коммунистические власти разрешили строительство молитвенного дома. В 1955 году в центре социалистического города появилось скромное здание с Престолом, освященным в честь Казанской иконы Божией Матери. Верующие перенесли сюда все богослужебные предметы и книги старинного Троицкого собора, которые удалось спасти перед затоплением.
Нелегко пришлось православным после переселения в новый город. Если прежде богослужения совершались в нескольких просторных храмах, то теперь приходилось ютиться в небольшом помещении двадцать пять на девять с половиной метров. Но и теснота была не самой большой трудностью. В шестидесятые годы у молитвенного дома дежурили комсомольцы – они не пропускали на богослужения молодежь и оказывали давление на всех, кто хотел принять Крещение или крестить ребенка. Участие в богослужениях было чревато серьезными неприятностями, так что приходилось делать выбор между вероисповеданием и благополучием.
Положение изменилось, когда в Тольятти прибыла делегация из Италии для участия в строительстве автомобильного завода. Дело в том, что большинство итальянских специалистов оказались верующими. Не имея возможности посещать католическую церковь, они попросили разрешения присутствовать на православных богослужениях в молитвенном доме. Городские власти, чтоб не ударить в грязь лицом перед иностранными гостями, разрешили приходу строительство колокольни, установили в молитвенном доме телефон и проложили к зданию асфальтированную дорогу. Но все-таки не позволили поставить настоящую церковь. Только в 1985 году владыке Иоанну (Снычёву) удалось получить «добро» на строительство. Церковь Казанской иконы Богородицы возвели за полтора года. И это в условиях тогдашнего дефицита на все товары, в том числе и на стройматериалы! Да и вообще – много ли еще можно вспомнить примеров церковного строительства в середине восьмидесятых?
В 1990 году была предпринята реконструкция храма, благодаря которой скромная постройка преобразилась в то великолепное здание, которое мы видим сегодня. Стены были украшены рельефной кладкой с узорчатым орнаментом. Колокольня причудливой формы вознесла шлемовидный купол высоко над окрестностями. Пять глав увенчали саму церковь. Сегодня Казанский храм в своей величественной красоте может сравниться с Троицким собором древнего Ставрополя. Действительно – преемник!
Псалом 4. Богослужебные чтения

Можно ли учиться на чужом опыте? Не только можно, но и нужно. Именно так рассуждали древние евреи, когда стали использовать для общественного богослужения псалмы, написанные пророком Давидом как некое личное размышление и даже переживание. Статус общественной молитвы был присвоен, в частности, псалму 4-му, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 4.
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Давида.
2 Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.
3 Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?
4 Знайте, что Господь отделил для Себя святого Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.
5 Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;
6 приносите жертвы правды и уповайте на Господа.
7 Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи!
8 Ты исполнил сердце моё веселием с того времени, как у них хлеб и вино и елей умножились.
9 Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даёшь мне жить в безопасности.
Псалом 4-й использовался в ветхозаветном богослужении. Звучит он постоянно и в ходе современной храмовой службы. Хотя, повторюсь, изначально он представлял собой личную молитву царя и пророка Давида, написанную во время бунта сына Давида — Авессалома. Тот собирался отобрать у своего отца не только власть, но и жизнь. Давид, не желая ввергать страну в хаос, предпочёл удалиться в добровольное изгнание — стал скитаться, прячась от сына. Не потому, что был слабее Авессалома, а потому, что давал тому шанс исправиться, покаяться. Но Авессалом стоял на своём. За что и поплатился в дальнейшем. Его войска были разгромлены, а сам он погиб позорной смертью. Зацепился своими шикарными волосами за ветви дерева, повис беззащитный и стал, таким образом, лёгкой добычей для врагов. Но не для Давида. Царь искренне хотел сохранить неразумному Авессалому жизнь. Итак, Давид написал псалом 4-й во время скитаний. Он просит Бога о помощи, о восстановлении справедливости: «Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей!» Давид, при этом, не выражает сомнений в том, что будет Господом услышан. Ведь когда-то в молодости он уже оказывался в похожей ситуации — пророка преследовал безумный правитель Саул. И Давид вышел из того противостояния победителем. Не потому, что нанёс военное поражение Саулу, а потому, что Промысл Божий всё расставил по своим местам. Вот причина, по которой царь и пишет: «В тесноте Ты давал мне простор». Давид готов был терпеть всё происходящее, но понимал, что страдает не только он. Страна, народ мучается от начавшейся междоусобицы. Из-за этого царь и просит Господа, чтобы поскорее завершились тревожные дни, чтобы наступил наконец-то мир и покой. Правитель не считает себя идеалом, но верит, что правда Божия находится на его стороне. Однако данное обстоятельство не даёт ему права становиться жестоким диктатором — Давид не отнимает у подданных права рассуждать, делать выводы. Но просит их, прежде всего, следовать правде Божией. Или как читаем мы в псалме: «Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь; приносите жертвы правды и уповайте на Господа». Давид, конечно, понимает, что желаемая гармония наступит не сразу, не вдруг. Что, наверное, придётся ещё потерпеть. Но никакого уныния мы в псалме не слышим. Заканчивается произведение замечательными и воодушевляющими словами: «Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, один даёшь мне жить в безопасности». Прозвучавший псалом стал частью общественного богослужения неслучайно. Он помогает нам найти правильный настрой, подход в плане понимания жизни. Заключается этот подход в следующем. Необходимо жить по заповедям Божиим, не теряя веры в Бога и не сдаваясь перед лицом испытаний. Если мы будем стараться действовать таким образом, то Господь поможет нам все трудности преодолеть, даруя мир и нам лично, и окружающим людям.
Псалом 4. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 4. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 4. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Давида.
2 Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.
3 Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?
4 Знайте, что Господь отделил для Себя святаго Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.
5 Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;
6 приносите жертвы правды и уповайте на Господа.
7 Многие говорят: "кто покажет нам благо?" Яви нам свет лица Твоего, Господи!
8 Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино [и елей] умножились.
9 Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.
Ненависть к смерти. Ксения Хайсанова

Смерть. Бог её не создавал. Она противоестественна. Поэтому мы испытываем невыносимую боль, когда теряем близких.
Я познакомилась со смертью несколько лет назад, когда умер мой духовный отец. И поняла, что любовь, которую открыл нам Христос, в тысячу, нет в несчётное количество раз сильнее смерти.
В январе этого года не стало моей бабушки, моей любимой бабули, на которую я была так похожа. Мне говорили об этом с детства. А бабуля всегда улыбалась, когда кто-то из родственников говорил о нашем внешнем сходстве.
Бабушка любила меня невозможно сильно. Этой зимой её не стало.
Очередная пощечина от смерти, которая всё время ходит где-то рядом и забирает близких.
Поначалу казалось, что я не перенесу еще одну разлуку. Но постепенно сквозь тьму горя стал проникать луч света, надежды. И я словно вспомнила о том, что для меня самое дорогое в нашей вере. Пасха!
Христос уже победил смерть! Значит, смерть лишена власти над нами, и над теми, кого мы любим. Да мы разлучаемся с близкими, но Господь подарил нам обетование будущей встречи.
Главное — не забывать, что Воскресению Христову предшествовал Крест.
Сначала своей человеческой сущностью Господь умер. Спаситель истребил смерть, пройдя этот путь, от Креста до шеола, откуда вывел всех, кто так Его ждал. Христос победил смерть и открыл каждому из нас дверь в жизнь вечную.
И если я верю в Него, и в Жизнь, то смогу пережить все расставания.
Пройдя через множество разлук, буду знать, что это не навсегда. Получив множество пощечин от смерти, выстою, потому что Господь упразднил её Своей любовью к человечеству и каждому человеку. И пусть я очень и очень скучаю по своему духовному отцу, бабушке, дяде и многим другим, кто перешел черту вечности, но вслед за Иоанном Злотоустом, снова и снова повторю: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя Победа?». Потому что придет час, и мы снова будем вместе с любимыми. Ведь смерть временна, а Любовь — вечна.
Автор: Ксения Хайсанова
Все выпуски программы Частное мнение