Александр Воробьёв — доброволец и участник одного из проектов фонда «Белый ирис» - «Школа хранителей храмов», который действует при поддержке Фонда президентских грантов. Вот уже несколько лет мужчина занимается восстановлением Знаменской церкви в селе Яковлево Ивановской области. В начале 20 века, после революции, святыню постигло разорение и запустение. Сегодня Александр и другие жители села пытаются вдохнуть в эту церковь новую жизнь. На вопрос — зачем вам этим заниматься — волонтёр отвечает: «Без литургии вымирает село, а храм — это центр притяжения, основа активной жизни и к тому же — памятник культурного наследия».
Однако долгое время мужчина не знал, как подступиться к храму, с чего начать. Поэтому обратился за помощью в фонд «Белый ирис». Так Александр стал участником «Школы хранителей храмов», где познакомился с близкими по духу людьми, узнал о процессе восстановления святынь и о том, с чего необходимо начать. Теперь полученные знания он применяет на деле.
На сегодня жители села Яковлево уже расчистили территорию Знаменского храма от зарослей, убрались внутри, вставили окна, установили купол с крестом и готовы притупить к ремонту. «После того, как завершатся основные работы и начнутся богослужения, мы займёмся приходской жизнью и воскресной школой», — делится планами Александр. «А пока нам нужно решить много задач. В связи с этим очень нужны материалы и люди: архитекторы, каменщики, реставраторы, кровельщики и волонтёры», — говорит мужчина.
Если у вас есть желание поддержать храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», что в селе Яковлево, свяжитесь с добровольцем Александром Воробьёвым по телефону: 8 916 714 53 85.
А если хотите помочь храму в своём регионе и не знаете, с чего начать, переходите на сайт фонда «Белый ирис»
Реквизиты для помощи Знаменскому храму:
ИНН: 3700007938
КПП:370001001
ОГРН: 1233700005934
Расчётный счёт: 40703810110000100161
БИК: 041708602
БАНК: ВЛАДИМИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ № 8611 ПАО
СБЕРБАНК К/С: 30101810000000000602
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Никанор Чернецов. «Паломники у стен Иерусалима»

— Увидела картину Никанора Чернецова «Паломники у стен Иерусалима», Андрей Борисович, и вспомнила наше давнее путешествие в Израиль. Да так явственно! Кажется, что мы сейчас выйдем из Симферопольского художественного музея, и окажемся там, на Святой земле.
— Иерусалим и его окрестности как будто не меняются со временем, Маргарита Константиновна! Мы с вами вот так же стояли на Елеонской горе, как путники, изображённые на полотне первой половины девятнадцатого века. И любовались узнаваемым силуэтом города в обрамлении высоких холмов.
— Паломники на картине Чернецова не просто любуются — видно, что они испытывают сильнейшее потрясение. Мужчины, женщины, дети на лошадях и верблюдах преодолели долгий путь в Палестину. И увидев, наконец, воочию драгоценную цель своего странствия, спешились и опустились на колени.
— И этот молитвенный восторг роднит нас с персонажами картины. Люди в старинных восточных одеждах с тем же трепетом, что и мы с вами, ступали по Святой земле. И спустя ещё сотни лет христиане не утратят этого благоговения.
— Никанору Чернецову оно тоже было знакомо. Ведь он также совершил паломничество в Иерусалим. Полагаю, этот опыт и помог художнику написать картину «Паломники у стен Иерусалима».
— Опыт бесценный! Но получен он был уже после того, как художник создал полотно, что висит перед нами.
— Да что вы говорите? Я была уверена, что «Паломники...» написаны по эскизам, выполненным с натуры!
— Неудивительно — настолько достоверно картина передает панораму святого города! Однако, написал её Никанор Чернецов в 1831 году, по зарисовкам и рассказам очевидцев. А в паломничество отправился спустя одиннадцать лет.
— Я когда-то давно читала об этом. Никанор ведь вместе с братьями путешествовал?
— Да — со старшим, Григорием и младшим, Поликарпом. Трое сыновей иконописца из Костромской губернии отправились в дальний путь, чтобы послужить Богу и соотечественникам.
— Своим творчеством?
— Я бы сказал — своим подвигом. Путешествие оказалось нелёгким. Средств не хватало. Питались скудно, много денег уходило на художественные материалы. Погода не баловала. Стояла необычайно холодная зима, с ледяным ветром и дождём. Младший из братьев, Поликарп, не выдержал тяжелых условий и умер.
— Его похоронили в Иерусалиме?
— Да, на кладбище Сионской горы. А Никанор и Григорий завершили задуманное. Братья столь подробно запечатлели евангельские места в своих рисунках и записях, что их труд искусствоведы назвали энциклопедией Палестины.
— Получается, что картина «Паломники у стен Иерусалима» — словно эпиграф, пролог к этой энциклопедии.
— Или молитва перед началом важного дела. Работая над этим полотном, Никанор Чернецов читал Новый Завет, размышлял о евангельских событиях. Просил у Бога милости побывать на Святой Земле. И через несколько лет увидел своими глазами ту самую вечную панораму, что осеняет полотно «Паломники у стен Иерусалима».
Картину Никанора Чернецова «Паломники у стен Иерусалима» можно увидеть в Симферопольском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Исаак Левитан. «Цветущие яблони»

— Простите, а вы тоже первый раз в доме-музее Левитана в Плёсе? Здесь так красиво, столько замечательных работ, что мне непременно нужно с кем-то поделиться впечатлениями!
— Я здесь бывал и раньше. И полностью с вами согласен. Прекрасный музей. Да и сам небольшой провинциальный городок Плёс в Ивановской области довольно уютный. Широкая Волга, утопающие в зелени белоснежные дома...
— Полагаю, это не могло не вдохновлять художника...
— Левитан и его друзья, художники Софья Кувшинникова и Алексей Степанов, путешествовали по Волге в поисках живописного посёлка, чтобы снять дачу на лето. Когда они увидели Плёс, то влюбились в это прекрасное место с первого взгляда. И провели здесь три дачных сезона в восьмидесятых годах 19-го века.
— Да, здесь такие виды, что невозможно не вдохновиться...
— Кстати, Антон Павлович Чехов, близкий друг Исаака Ильича, увидев плёсские этюды художника, сказал: «Ну, наконец-то на твоих картинах появилась улыбка!»
— Замечательное сравнение!.. Пейзажи Левитана и нас, зрителей, заставляют улыбаться. Вот, например, посмотрите на эту картину — «Цветущие яблони». Какие тонкие, почти прозрачные ветви написал художник! Какие нежные лепестки соцветий!
— Да, работа замечательная! Это, кстати, оригинал одноимённой картины, которая находится в Третьяковской галерее в Москве. И обе эти работы написаны в 1896-м году. Картину, которая сейчас перед нами, Левитан подарил дочери своего друга, врача, Ивана Трояновского. Девочку звали Анна. Сначала он долго пересматривал все свои работы — искал какой-нибудь подходящий для юной особы, светлый этюд. И решил подарить пейзаж с цветущими яблонями.
— Наверное, девочка была счастлива получить такой подарок!
— Подарку в доме были очень рады, особенно именинница. Кстати, она и сама неплохо рисовала и, повзрослев, стала замечательной художницей. Ей пришёлся по душе изображённый на полотне светлый весенний пейзаж.
— Да, в самом деле, Исаак Ильич был художником от Бога.
— И очень светлым человеком. В плёсских семьях и поныне бережно хранят воспоминания о встречах жителей городка с Левитаном и его друзьями-художниками в те далёкие годы конца 19-го века. У кого-то сохранилась подаренная прабабушке Левитаном открытка. Чьи-то прадедушки, будучи мальчишками, ждали Исаака Ильича у дома, в котором он снимал комнату, чтобы помочь художнику донести этюдник...
— И в результате получались пейзажи, написанные с любовью. Такие, например, как «Цветущие яблони».
— Вы верно подметили — с любовью. Как трепетно художник с помощью красок передаёт благоухающее весеннее цветение!
— А небо какое! Глубокие сиреневые и синие оттенки...
— Глядя на эту работу вспоминается 148-й псалом пророка Давида: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних... Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звёзды света. Хвалите Его, небеса небес и вОды, которые превыше небес...»
— Благодарю вас за интересную беседу! Я ещё долго буду вспоминать этот замечательный город, музеи... и картины художника, который некоторое время жил здесь и оставил глубокий след — Исаака Ильича Левитана.
Картину Исаака Левитана «Цветущие яблони» можно увидеть в доме-музее художника в городе Плёсе Ивановской области.
Все выпуски программы: Краски России
Александр Гребнев «Интерьер картинной галереи Василия Кокорева»

— Посмотри, Андрей, какое необычное полотно. Называется «Интерьер картинной галереи Василия Кокорева», автор Александр Гребнёв. Удивительная работа!
— А что именно тебя в ней удивило, Саша?
— Я когда издалека это произведение увидел, подумал — надо же, как оригинально здесь, в Донецком художественном музее, выставочное пространство организовано! Работа показалась мне проёмом в стене, через который видно соседний зал. А оказывается, это на холсте изображено просторное помещение с картинами на стенах.
— И насколько достоверно! Как будто и впрямь в реальности видишь музейный зал — полотна в старинных золочёных рамах, беломраморные скульптуры, декоративные вазы из самоцветов. Именно тщательность в изображении деталей помогла донецким искусствоведам раскрыть секрет этой картины.
— А у неё был секрет?
— Я бы даже сказал — тайна. Полотно поступило в Донецкий художественный музей из Москвы в 1960 году. В сопроводительных документах оно значилось как работа неизвестного художника середины девятнадцатого века под названием «Интерьер музея».
— И как же здешним специалистам удалось установить автора картины и место, изображённое на ней?
— Они сопоставили изображение с историческими фактами. Смотри, произведения искусства, украшающие запечатлённый художником зал, узнаваемы.
— Это правда! Вот, например, в центре — известная картина Карла Брюллова. Как же она называется?
— «Портрет графини Юлии Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией». Донецкие искусствоведы установили, что в середине девятнадцатого века этот шедевр находился в частной московской картинной галерее. Она принадлежала купцу Василию Кокореву.
— Он коллекционировал картины по примеру Третьякова?
— Скорее, Павел Третьяков начал собирать коллекцию живописи вслед за Кокоревым. Именно Василий Александрович первым в Москве организовал в своём доме в Трёхсвятительском переулке выставочное пространство. Да как грамотно организовал!
— Грамотно? Что ты имеешь в виду?
— Продуманное оснащение. Посетителям были предложены увеличительные стекла, чтобы рассматривать изображение подробно. Достоинства полотен подчеркивало специальное искусственное освещение. На стенах висели таблички с информацией о произведениях искусства.
— И посетить музей мог любой человек?
— Да, это был просветительский проект. Приобщиться к искусству за небольшую плату здесь мог каждый желающий. А молодые художники оттачивали здесь своё мастерство, копируя работы зрелых авторов. Один из них, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества Александр Гребнёв, и запечатлел внутреннее пространство музея.
— А как искусствоведы определили, что именно он автор работы «Интерьер картинной галереи Василия Кокорева»?
— Благодаря расписке, обнаруженной в архивах училища. Там говорится, что в 1864 году Александр Гребнёв передал в собственность образовательного заведения своё полотно «Перспективный вид картинной галереи господина Кокорева» и получил за это семьдесят рублей.
— Потрясающую работу проделали сотрудники Донецкого художественного музея! Словно мозаику, они сложили из разрозненных фактов историю картины Александра Гребнёва «Интерьер картинной галереи Василия Кокорева»!
— И в ней отразилась летопись Москвы, личные чаяния и общественные свершения некоторых её славных жителей. И моменты развития русского изобразительного искусства.
Картину Александра Гребнёва «Интерьер картинной галереи Василия Кокорева» можно увидеть в Донецком республиканском художественном музее
Все выпуски программы: Краски России











