Отправной точкой невероятных перемен в российской системе образования стал принятый в 1864 году документ «Положение о начальных народных училищах». Он позволил частым лицам быть учредителями образовательных заведений, и Самара откликнулась на это открытием сразу нескольких школ. Одной из самых ярких среди них была гимназия Харитоновых.
Сестры Харитоновы – Ольга, Мария, Анна, Клавдия и Антонина, переехали в Самару из Санкт-Петербурга. Все пятеро имели блестящее образование, и были полны решимости посвятить себя воспитанию детей. Благородное устремление сестер разделяла их мама, Мария Александровна. Гимназия Харитоновых практически сразу стала престижной. В попечительский совет этой школы вошли многие уважаемые в городе люди. Как дворяне - Терлецкий, Батюшкова, Толстая, так и купцы – Аржанов, Курлин, фон Вакано.
Перечень предметов в гимназии сестер Харитоновых был традиционным, в него входили арифметика, география, история, языки, чистописание, рукоделие, танцы. Занятия по Закону Божиему с девочками проводили протоиерей Евгений Веригин и священник Александр Докукин. Воспитанницам из польских и немецких семей, коих в Самаре было немало, духовные дисциплины преподавал лютеранский пастор барон Вольдемар Фридрихович фон Энгельгардт.
Сестры Харитоновы отслеживали методологические новинки в области педагогики и применяли их на практике. Так, они одними из первых в стране стали использовать в своей работе методику Фридриха Фрёбеля. Этот немецкий педагог известен как автор привычного нам термина «детский сад». Воспитание по Фрёбелю заключалось в том, чтобы дать ребенку возможность проявить творческое начало, данное Богом. Именно эта идея оказалась созвучна педагогическим чаяниям сестер Харитоновых.
На всем, что касалась гимназии, лежала особая печать благородства. Даже здание, в которое переселились гимназистки в 1904 году, выделялось среди прочих. Этот особняк в стиле модерн, построенный подрядчиком Алексеем Нуйчевым по проекту архитектора Михаила Квятковского, и сейчас поражает взгляд своим декоративным убранством. На его фасаде можно разглядеть десятки скульптурных украшений – бабочки, слоники, вазоны, маски, и даже атланты. Хотя, надо признать, что на сегодняшний день этот памятник архитектуры утратил былое великолепие и нуждается в срочной реставрации.
А вот педагогическое наследие Харитоновых нашло свое продолжение в работе самарской школы № 25. Все новаторские методики и авторские программы, которые здесь смело используются, объединены общей целью – помочь юному человеку раскрыть данные Богом дарования – как того и хотели сестры Харитоновы. Кстати, именно их имя и носит школа.
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.
23 ноября. О Божьем Суде
В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».
О Божьем Суде, — священник Алексий Тимаков.