Нам, современным самарцам, трудно представить, что меньше двухсот лет назад Ленинский район был городской окраиной. О том времени живо напоминает деревянное кружево, наброшенное на ветхие плечи одноэтажных особняков. До сороковых годов девятнадцатого века частные дома росли здесь как грибы, щеголяя друг перед другом резными узорами фасадов. Когда наличники и карнизы этих франтов еще благоухали свежим деревом, в окрестностях стали появляться каменные храмы.
Самым значимым в этом ряду было, без сомнения, строительство собора Христа Спасителя. Целых двадцать пять лет возводился на Соборной площади этот исполин. Год от года всё больше удивлял он самарцев своими гигантскими размерами и величественными формами. На его фоне незаметно и тихо прошло появление на Сенной улице маленькой церквушки, освященной в честь апостолов Петра и Павла.
Изначально этот храм действительно, выглядел весьма скромно – небольшой корабль в русском стиле, вытянувшийся в струнку между двумя шатровыми куполами церкви и колокольни. Строился он исключительно на деньги купца Андрея Головачёва. Когда в одиночку тянешь такое предприятие – тут уж не до излишков.
Картина изменилась через шестнадцать лет. Сын Головачева – Василий Андреевич, решил преобразить храм, построенный отцом. На этот раз самарское купечество подключилось к инициативе гораздо активней. Собранные средства позволили привлечь к реконструкции талантливейшего архитектора того времени – Александра Щербачёва. В итоге изменения произошли кардинальные. Щербачёв в два раза увеличил пространство боковых приделов, расположенных с двух сторон от колокольни и трапезной части храма. Эффект получился потрясающим! Низкие широкие крылья церкви по бокам колокольни, высящейся над входом – словно объятия, распахнутые навстречу прихожанам.
В Петропавловском храме лишь на несколько лет прерывалась череда богослужений. Церковь закрыли накануне Великой Отечественной войны. В ней разместили сначала военный склад, а затем конюшню. Видимо, просторные боковые приделы показались удобными для того, чтобы устроить в них стойла для лошадей. В конце войны церковь вернули верующим.
Здесь, конечно, пришлось делать капитальный ремонт, но радость от того, что храм уцелел и ожил, с лихвой покрывала все затраты. Со всех концов города в церковь Петра и Павла люди несли богослужебную утварь и иконы, оставшиеся от взорванных, разоренных храмов. Большая их часть сохранилась в церкви до сегодняшнего дня.
Про храм Петра и Павла говорят иногда, что это – Самарская Петропавловская крепость. И в этих словах есть своя правда. Действительно, крепость. Крепость веры.
Продукты для Елизаветинского детского дома

Юле 14 лет, она живёт в Елизаветинском детском доме для девочек. Он находится на территории Марфо-Мариинской обители, в Москве. В основном здесь воспитываются дети с синдромом Дауна, Юля — одна из них. О ней и других подопечных заботится команда сотрудников. Воспитатели учат девочек ухаживать за собой, помогать друг другу и соблюдать порядок в комнатах. Педагоги занимаются их развитием и образованием, приобщают к рукоделию и музыке. Местный повар готовит для детей полезную и по-домашнему вкусную еду. Юля, например, знает, что несколько раз в неделю на завтрак будут любимая запеканка или сырники. К полднику или в чей-нибудь день рождения повар Ирина Никитична испечёт румяный пирог, нарежет фрукты, и воспитатели устроят девочкам на кухне уютное чаепитие. А на Пасху Юлю и других воспитанниц обязательно пригласят украшать куличи! Всё это — важная часть жизни подопечных Елизаветинского детского дома. Но она не была бы такой полноценной без поддержки добрых людей.
Любимые девочками фрукты и многие другие продукты, например, мясо, рыба, творог или свежая зелень приобретаются в основном на средства благотворителей.
Вы тоже можете поддержать Елизаветинский детский дом и его воспитанниц — девочек с синдромом Дауна. Сделать это можно разными способами — оставить любой благотворительный взнос на сайте Марфо-Мариинской обители милосердия или привезти в детский дом фрукты и другие необходимые продукты.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Потомки Каина». Священник Александр Сатомский

У нас в студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Разговор шел о потомках Каина. Как сложилась жизнь самого Каина после совершенного им убийства Авеля, как это повлияло на его потомков и почему они начали создавать города.
Этой беседой мы продолжаем линейку из пяти программ, посвященных началу человеческой истории, описанному в первых главах книги Бытия.
Первая беседа была посвящена грехопадению и изгнанию Адама и Евы из Рая.
Вторая беседа была посвящена жизни Адама и Евы после изгнания из Рая и их первым детям Каину и Авелю.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Знание истории — влияние на мировоззрение». Иеромонах Геннадий Войтишко

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий Войтишко.
Разговор шел о том, чем важно знание истории, как светской, так и церковной и библейской, как знание и понимание исторических фактов и событий влияет на формирование мировоззрения и духовных ценностей.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер