В тридцати километрах от Самары, на просторах Самарской Луки, в живописном овраге между склонами Южных Жигулей укрылось небольшое старинное село. Когда-то давно здесь действовал маленький винокуренный заводик, и деревню, расположенную рядом с ним, назвали не без изыска – Винная-на-Ключе, а попросту – Винновка. Название прочно прижилось, и когда владелец этих мест, граф Орлов, поставил здесь церковь Казанской иконы Божией Матери, и в документах село стало фигурировать как Богородицкое, жители по-прежнему продолжали именовать его Винновкой.
Та, первая церковь была деревянной, и простояла всего семьдесят лет – в 1839 году ее уничтожил пожар. Графиня Анна Орлова-Чесменская, которой село досталось по наследству, начала строить новую, каменную церковь. Однако завершить благое дело она не смогла, так как обстоятельства заставили ее продать родовое поместье. И тогда крестьянская община Винновки взяла все расходы по строительству на себя. Вскладчину селяне поставили на Волжском берегу церковь. Да какую! Из красного кирпича, с белоснежными карнизом и цоколем, она привнесла в окрестный пейзаж особую праздничность. Над просторным сферическим куполом, покрывающим основной объем храма, огоньком светится золотая луковка. Небольшая колокольня над входом увенчана такой же главкой. Арочные окна украшены стрельчатыми наличниками, аналогично оформлены и дверные проемы с северной, южной и западной стороны.
Красавица церковь! Как только поднялась рука у безбожников разорять ее в тридцатых годах прошлого века. Впрочем, взорвать ее они так и не смогли, хотя не раз собирались сделать это. Разграбили, обезглавили, утопили в реке колокола, но окончательно разрушить не решились.
Горький период истории Казанской церкви, когда она служила зернохранилищем, столовой и даже хлевом, завершился в 2003 году. Тогда же было принято решение учредить в Винновке мужской Свято-Богородичный монастырь Казанской иконы Божией Матери. Монахи взялись за хозяйство дружно и решительно. Они укрепили берег, поскольку волжская вода уже подбиралась к фундаменту церкви. Построили добротный причал, который способен принимать трехпалубные теплоходы. А главное – старый храм после реставрации вновь обрел былую красоту, только теперь он не красный, а белоснежный, с золотыми главками над голубой крышей.
Рядом с Казанской церковью вырос монастырский комплекс, которому особый колорит придает колокольня, стилизованная под маяк. Плюс построены два новых храма – в честь Сергия Радонежского и Троицкий. Братские корпуса, выстроившиеся по периметру территории, по своему стилю напоминают современные греческие обители. Чтобы оценить архитектурный ансамбль, не поленитесь взобраться на холм, что высится над Винновским оврагом. Вид отсюда – потрясающий!
Псалом 90. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Бывают псалмы неизвестные, бывают известные, а бывают настолько популярные, что нашим сознанием они воспринимаются уже не как составная часть Псалтыри, а как самостоятельные произведения, обладающие невероятной силой. Так произошло с 90-м псалмом, многие люди видят в нём некоторое христианское подобие оберега. Сегодня этот псалом звучит во время богослужения в православных храмах. Давайте его послушаем.
Псалом 90.
Хвалебная песнь Давида.
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днём,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование моё»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Моё».
Неудивительно, что услышанный нами сегодня псалом чрезвычайно известен и популярен: он прямо говорит о том, что Бог хранит того человека, который находится под «кровом Всевышнего». Кроме того, псалом усиливает этот образ и упоминает перья, осеняющие чтущего Бога человека. Образ перьев должен подчеркнуть, что покров Божий — это не какая-то метафора, отражающая духовные реалии, покров Божий ощутим и заметен в физическом мире.
В качестве иллюстрации можно вспомнить, как переживал богоявление пророк Илия: «Но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» (3Цар. 19:11–12). Физически ощущаемое «веяние тихого ветра» — так может проявлять себя покров Божией над человеком. Знает история и другие формы покрова Божия: здесь мы можем вспомнить бесчисленные свидетельства воинов, которые, молясь словами 90-го псалма, оставались невредимыми в эпицентре боя. Некоторые из переживших такое вмешательство Божие люди говорили, что Бог в буквальном смысле вторгался в физическую реальность, спасая человеческую жизнь.
Конечно, эти свидетельства нам известны и очень дороги. Однако они не должны отменять собой того, как кажется, вполне очевидного факта, что никакая молитва, никакой псалом не действуют сами по себе; для того, чтобы покров Божий стал нашей реальностью, мы не столько должны твердить слова 90-го псалма, сколько жить так, чтобы Бог действительно был нашим Богом. А такая жизнь подразумевает предельно внимательное отношение к слову Божию, непрестанную молитву и жизнь по евангельским заповедям Христовым.
Да, иной раз Бог действует по-другому: Он сначала оказывает Свою милость человеку, беря его под Свой покров, и потом уже ожидает ответной реакции человека. Всякий случай — индивидуален. Однако нам не стоит забывать, что покров Божий — это не какая-то магия, это проявление благой воли нашего Творца, Который жаждет увидеть наш ответ, исполненный веры, надежды и любви.
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
1 Сол., 269 зач., IV, 1-12.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов.
Однажды меня пригласили в дом, который сразу потряс своей... невероятной чистотой: всё было на своих местах, нигде ни пылинки, абсолютное царство порядка и предсказуемости! Трудно было справиться с ощущением, что ты попал... в гостиницу, а не в жилой дом с живыми людьми. Через какое-то время, когда я узнал, что семья распалась, я даже и не удивился: едва ли можно долго жить в «стерильной гостинице».
Сегодня в храмах звучат слова из 4-й главы 1-го послания апостола Павла к Солунянам, где мы и сможем под особым углом зрения рассмотреть историю с «идеальным домом».
Глава 4.
1 За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали,
2 ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса.
3 Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда;
4 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести,
5 а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога;
6 чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь — мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали.
7 Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.
8 Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго.
9 О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга,
10 ибо вы так и поступаете со всеми братиями по всей Македонии. Умоляем же вас, братия, более преуспевать
11 и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам;
12 чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались.
Итак, как же связаны история с домом, где разрушилась семья, и слова апостола Павла о том, что каждый христианин призван соблюдать свой сосуд в святости и чести, и не поступать с братом своим противозаконно и корыстолюбиво? И при чём здесь вообще вышеупомянутая «бытовая стерильность?»
Любое взаимодействие людей друг с другом — всегда в той или иной степени обмен. И, конечно же, прежде всего это обмен «нематериальный». Общаясь друг с другом, мы обмениваемся информацией, эмоциями, впечатлениями, оценками. Психолог бы сказал, что в общении крайне важная сторона — обмен «ритуальными эмоциональными поглаживаниями» — имея в виду не телесное прикосновение, а добрый взгляд, слово одобрения или даже жест поддержки. Ещё более важным всё это становится в семейной жизни, где люди постоянно касаются друг друга на всех уровнях.
Что нам старается донести апостол Павел? Он показывает, что есть две противоположные модели выстраивания отношений: потребительская и праведная. Первая — потребительская — характеризуется тем, что другого в этих отношениях не «любят», а «имеют» — именно как «вещь», «предмет»; к нему относятся «инструментально». И это вовсе может не выражаться в поиске какой-то материальной или иной выгоды. Как, например, в случае с домом с идеальном порядке «другой» в этой супружеской паре предполагался как абсолютно гармонично вписываемый в создаваемый «стерильный мир» — и от него требовалась такая же соответствующая стерильность — а внутреннее содержание было вообще не интересным. Более того: оно вообще могло быть каким угодно — лишь бы не разрушалась его поведением «идеальность» дома!
Другая модель отношений — праведная — исходит не из «вещности», «объектности» другого лица в этих отношениях, а из его «личностности» — то есть наличия некой абсолютной, не сводимой ни к каким категориям «измеримости», ценности. Именно отсюда, с этой точки, только и может начаться любовь — когда любящий взгляд проникает в самую глубину Другого, и оказывается «восхищённым», или даже «похищенным» открывающейся внутренней красотой. Главное, что есть там, в глубине — и называется «честью». Потребительское отношение выводит как самое значимое и ценное — из какого «материала» сделан этот «сосуд», какова его «форма», насколько он «объёмен» и «ресурсен». Всё — про «использование». А «праведное» отношение переступает через все внешние, измеримые параметры и сразу заглядывает внутрь: есть ли там что-то на дне — или кроме наружной формы, внутри — пусто?
Непростой вопрос сегодня апостол поставил перед нами: внимательно всмотреться в тех людей, которые входят в круг нашей семьи, и честно ответить: бережём ли мы их честь как главную внутреннюю святыню личности — или же всего лишь пользуемся ими как предметами?...
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Поэты «Серебряного века». Протоиерей Павел Карташев
У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вяземы Одинцовского района протоиерей Павел Карташев.
Разговор шел о знаменитых русских поэтах, представителях «Серебряного века», об их духовных поисках, отразившихся в творчестве.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о «Серебряном веке» русской поэзии и его основных представителях.
Первая беседа с прот.Павлом Карташевым была посвящена общим особенностям «Серебряного века» (эфир 17.11.2025)
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер







