Вам нравится бывать в домах-музеях? В таких, где старые лестницы ворчат на докучливых посетителей, а какой-нибудь ветхий экспонат – диван на гнутых ножках, или чайник со щербатым носиком, того и гляди встрянет в рассказ экскурсовода: «Я лучше знаю, я помню все!» Дома как будто и в самом деле помнят своих хозяев. Берегут и их маленькие секреты, и большие тайны. Вот и музей-усадьба Алексея Толстого, что на улице Фрунзе, хранит историю, о которой в конце девятнадцатого века судачила вся Самара.
История это не слишком веселая, хотя начиналась она многообещающе. К юной дочери самарского дворянина Леонтия Тургенева – Сашеньке, посватался граф Николай Толстой – нрава непростого, но рода знатного. Девушка, воспитанная отцом в христианских правилах, увидела в молодом человеке, исключенном за буйный характер из гусарского полка, страдающую душу. Она сочла, что должна перевоспитать его и согласилась на замужество. В 1873 году состоялось их венчание в Спасо-Вознесенском соборе.
К сожалению, счастья этот брак никому не принес. Александра Леонтьевна не смогла укротить нрав своего супруга. А на восьмом году замужества, оставив троих детей и уже ожидая рождения четвертого, она уехала в Николаевск, к чиновнику Алексею Бострому. В ту пору такой поступок воспринимался как вызов обществу. От Александры отвернулся не только высший свет, но даже родители. Священник, венчавший Толстых, лично уговаривал ее сохранить брак, но все было бесполезно.
Новорождённый малыш был записан при крещении в Предтеченской церкви города Николаевска под фамилией Толстой и с отчеством Николаевич. Однако свои первые годы он звался Алеша Бостром. Пожалуй, только эти годы, проведенные в захудалом поместье отчима, в селе Сосновка, и были беззаботными в его жизни. Вы, наверное, уже догадались, что этот мальчик был не кто иной, как известный русский писатель Алексей Николаевич Толстой. Двойственность собственного происхождения мучила его всю жизнь с тех пор, как мать открыла ему свою тайну.
Современники утверждали, что Толстому даже в советское время было важно, чтобы его считали графом. А уж в ту пору, когда семья Бостромов, продав деревенское имение, перебралась в Самару, идея закрепить за Алешей дворянское звание нешуточно довлела над Александрой Леонтьевной, а вслед за ней и над сыном. Свидетелем неоднократных попыток восстановить статус мальчика был и дом, купленный Бостромами в Самаре – тот самый, где нынче находится музей-усадьба.
Из этого деревянного особняка в 1900 году Александра Бостром с сыном Алешей направилась в Иверский монастырь на отпевание бывшего мужа, графа Толстого. Отсюда и саму ее вынесли спустя шесть лет на Всехсвятское кладбище. Не сыщешь нынче их могил – разорены захоронения в Иверской обители, и на месте Всехсвятского кладбища шумит парк имени Щорса. Упокоились ли их мятежные души? Непростой вопрос. Не об этом ли вздыхают ступени старого дома, ставшего музеем?
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



