Одним из символов Самары смело можно назвать трамвай – как сто лет назад он звенел на городских улицах, так и сейчас вольготно рассекает пространство в самой середине проезжей части! Наверное, в конце девятнадцатого века горожане не поверили бы, что судьба железной колесницы сложится настолько успешно – конно-железную дорогу, появившуюся в городе за несколько лет до электрической, самарцы поначалу просто восприняли в штыки. Когда от Старого собора (сегодня это Хлебная площадь) до Молоканского сада (на углу современного проспекта Ленина и улицы Первомайской) протянулись рельсы, то первые конные трамваи ходили по ним пустыми – люди опасались диковинного новшества.
Чтобы привлечь пассажиров, на конке несколько дней возили солдат – их довольный вид должен был убедить горожан, что кататься на чудо-пово́зке вовсе не страшно. Также городские власти объявили лотерею по трамвайным билетам, в которых определенное сочетание цифр сулило выигрыш в десять, и даже в двадцать рублей. Билет, для сравнения, стоил пять копеек за проезд внутри вагона, и три копейки на открытой площадке.
Вскоре конка стала популярной и начала приносить доход. Вот только не городской казне, а бельгийскому акционерному обществу, которое ее создало. По контракту, в собственность города конно-железная дорога должна была перейти только через пятьдесят лет. Поэтому, когда появилась перспектива заменить конку электрическим трамваем, перед властями встала дилемма. С одной стороны светила возможность окупить затраты через полвека, а с другой – хотелось воспользоваться преимуществами электротранспорт
В Самарской думе в течение нескольких лет разворачивались настоящие баталии между защитниками конки и сторонниками электрического транспорта. Прогресс победил! При городской управе была создана трамвайная комиссия, которую возглавил столичный инженер Павел Суткевич. Среди горожан был объявлен займ на создание электрических путей. Строительные работы не смогла остановить даже первая мировая война, 25 февраля 1915 года состоялась праздничная церемония открытия Самарского трамвая. После молебна пять вагонов торжественно курсировали между Алексеевской площадью (сейчас она носит имя Революции) и трамвайным парком. В первом ехали священники и кропили путь святой водой. Вел этот вагон сам инженер Суткевич.
С тех пор невероятно много изменилось в городской жизни, но трамвай по-прежнему востребован самарцами. Транспорт, который можно назвать старинным, не отстает от времени – так, недавно на линию вышел первый вагон со встроенной системой Вай-фай. Прислушайтесь, о чем звенит самарский трамвай? О том, что жизнь продолжается!
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.