Одна из икон Божией Матери поэтично именуется «Взыграние Младенца». Это название передаёт характер изображения. Иисус показан на руках у Марии играющим. Он тянется к лицу Пречистой Девы одной из ручек и запрокинул голову, чтобы прильнуть к Её щеке. Фигура Богомладенца полна живого движения. Богородица, чтобы удержать Сына, нежно прижимает Его ножку.
Считается, что подобная иконография произошла от изображения Сретения — события, описанного в Евангелии. Когда Божия Матерь впервые принесла Младенца Христа в Иерусалимский храм, их встретил старец Симеон. Трёхсотлетний праведник знал от Господа, что не умрет, пока не увидит Мессию. И он узрел Спасителя в маленьком Мальчике на руках у юной Матери. В иконописании этой сцены родился мотив взыграния Младенца. Иисус стремится от Марии на руки к Симеону, увлекаемый силой своего жертвенного предназначения.
Позднее Богомладенца стали изображать играющим на руках у Матери вне контекста Сретения. Исполненные нежности отношения Богородицы с Сыном контрастно подчеркивали всю горечь их грядущих страданий. Икона «Взыграние Младенца» может служить иллюстрацией к строкам преподобного Симеона Метафраста. Византийский поэт десятого века написал произведение, в котором звучит плач Богородицы после Распятия Христа: «Когда-то Ты по-детски играл на моих Материнских руках, а ныне лежишь на тех же руках без дыхания».
Первые образы «Взыграние Младенца» были созданы в тринадцатом веке. Многочисленные древние иконы и фрески этого и чуть более позднего времени сохранились на Афоне, в Сербии и Македонии. Впоследствии иконописный тип распространился по всему православному миру.
В России списки образа «Взыграние Младенца» появились в семнадцатом столетии. Здесь особо почиталась икона, чудесным образом явленная в 1795 году. Реликвию нашли близ деревни Гремячево, в окрестностях подмосковного Николо-Угрешского монастыря. Подробности обретения не сохранились до нашего времени. Зато известно, что на протяжении нескольких веков по молитвам перед святыней Божия Матерь щедро подавала верующим свою помощь.
Чудотворную икону стали называть Угрешской. К сожалению, она исчезла в годы разорения монастыря после революции 1917-го. Сегодня в обители хранятся несколько её более поздних копий. Они также раскрывают глубокий замысел древних иконописцев и располагают просить милости у Небесной Заступницы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Посади дерево»
В это субботнее утро мы с женой отправились к скверу у нашего дома. Собственно сквером ему ещё предстоит стать. Здесь проложены дорожки и установлены скамейки, а вот деревьев пока нет. Когда-то здесь был пустырь, а недавно городские власти решили его обустроить. И к посадке деревьев привлечь местных жителей.
Получив консультацию специалиста по озеленению, взяв лопату и саженцы берёзы, мы направились к аллее, вдоль которой люди уже высаживали деревца. Выкопали нужных размеров яму, подсыпали плодородного грунта, добавили немного керамзита. Затем установили берёзку в углубление, аккуратно засыпали землёй и обильно полили. Сделали всё по правилам. Специалист, ходивший по аллее и присматривающий за процессом, нам одобрительно кивнул.
В это утро мы посадили три саженца. Скоро наш сквер превратится в березовую рощу. Я, улыбаясь, обнимаю жену. Что там предлагается в жизни сделать мужчине? Посадить дерево, родить сына и построить дом. Дерево мы посадили, сына скоро родим — супруга в положении, мы ждём мальчика, придёт время и дом построим! Да, это не только мои личные мужские задачи, а наши общие с женой. И с Божией помощью мы их выполним.
Все выпуски программы Утро в прозе
16 мая. О проповеди
В 4-й главе Книги Деяний апостолов есть слова молитвы: «Дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твоё».
О проповеди, — епископ Бердянский и Приморский Феодор.
16 мая. О Христе как источнике жизни
В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе».
О Христе как источнике жизни, — протоиерей Феодор Бородин.