Однажды к нам в храм пришли на экскурсию школьники. И один из детей спросил:
-Скажите, а какая икона самая главная?
Конечно, в первую минуту я улыбнулся. Но потом я задумался: а ведь в самом деле, вопрос-то может высказан и в наивной форме, но достаточно серьезный. Люди, которые не очень хорошо разбираются в церковной жизни, все-таки замечают, что наличие икон – один из тех признаков, которые отличают и устройство православного храма, и вообще жизнь и быт верующих. Заходишь в храм – и сразу видишь росписи на стенах, большие иконы в иконостасе, потемневшие старинные или сияющие позолотой и свежими красками новые, иконы в церковной лавочке, от простых бумажных до убранных в красивые дорогие оклады, иконы на полочках в домах верующих, иконы, изображающие и Самого Христа, и Богородицу, и ангелов, и разных святых, и те или иные события священной истории, иконы, написанные самыми разными стилями… У человека, впервые переступающего церковный порог, во-первых, разбегаются глаза от этого обилия и многообразия, а во-вторых, возникает вопрос: зачем вообще иконы?
Если попытаться сказать кратко, то затем, чтобы на них смотреть. Странный ответ? Не совсем. Зрение, способность им воспринимать красоту форм и красок мира – важная часть человеческой природы, без этой способности человек – не человек. Зрение в немалой степени помогает формированию нашего внутреннего мира, представлению о том, что красиво, а что безобразно, что хорошо, а что плохо. И Сам Бог благословил и сделал еще более важной эту способность, потому что Сам стал – человеком, стал чрезвычайно близок к нам. И нам, людям, открыл важные истины о Себе и Своем Царстве. Отныне Бога, Ставшего человеком, Христа, мы можем изобразить в красках, а вслед за ним – и святых, тех, кто сам прошел путем вслед за Христом. Можем изобразить и открытое нам Богом о Царстве Небесном. Именно потому в искусстве иконописи издрЕвле существуют свои специальные правила, каноны, по которым иконы создаются. Иными словами, икона – не просто картина на религиозный сюжет, если мы хотим правильно прочесть ту весть, которую она нам несет, мы должны знать непростой язык иконы, ее символику.
А вот как же ответить мальчику на его вопрос, какая икона – главная? Бог – Отец, мы, люди, Его дети. Греческое слово «икона» означает «образ», в нас есть образ Бога, создавшего нас, так же как в детях всегда есть отцовские гены, образ отца. Важен для нас образ Бога, икона Бога. Но очень важна та икона, которую мы видим каждый день, когда смотрим на себя в зеркало. Смотрим – и думаем: кто я? Какой я? Не искажаю ли я образ Бога, который есть во мне, эгоизмом, дурными привычками, нелюбовью, ложью? Вот я так часто пытаюсь изменить мир вокруг себя – но не стоит ли мне попытаться в первую очередь обновить свой собственный образ, изменить что-то в себе самом, чтобы научиться любить и быть по-настоящему счастливым.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема