Однажды к нам в храм пришли на экскурсию школьники. И один из детей спросил:
-Скажите, а какая икона самая главная?
Конечно, в первую минуту я улыбнулся. Но потом я задумался: а ведь в самом деле, вопрос-то может высказан и в наивной форме, но достаточно серьезный. Люди, которые не очень хорошо разбираются в церковной жизни, все-таки замечают, что наличие икон – один из тех признаков, которые отличают и устройство православного храма, и вообще жизнь и быт верующих. Заходишь в храм – и сразу видишь росписи на стенах, большие иконы в иконостасе, потемневшие старинные или сияющие позолотой и свежими красками новые, иконы в церковной лавочке, от простых бумажных до убранных в красивые дорогие оклады, иконы на полочках в домах верующих, иконы, изображающие и Самого Христа, и Богородицу, и ангелов, и разных святых, и те или иные события священной истории, иконы, написанные самыми разными стилями… У человека, впервые переступающего церковный порог, во-первых, разбегаются глаза от этого обилия и многообразия, а во-вторых, возникает вопрос: зачем вообще иконы?
Если попытаться сказать кратко, то затем, чтобы на них смотреть. Странный ответ? Не совсем. Зрение, способность им воспринимать красоту форм и красок мира – важная часть человеческой природы, без этой способности человек – не человек. Зрение в немалой степени помогает формированию нашего внутреннего мира, представлению о том, что красиво, а что безобразно, что хорошо, а что плохо. И Сам Бог благословил и сделал еще более важной эту способность, потому что Сам стал – человеком, стал чрезвычайно близок к нам. И нам, людям, открыл важные истины о Себе и Своем Царстве. Отныне Бога, Ставшего человеком, Христа, мы можем изобразить в красках, а вслед за ним – и святых, тех, кто сам прошел путем вслед за Христом. Можем изобразить и открытое нам Богом о Царстве Небесном. Именно потому в искусстве иконописи издрЕвле существуют свои специальные правила, каноны, по которым иконы создаются. Иными словами, икона – не просто картина на религиозный сюжет, если мы хотим правильно прочесть ту весть, которую она нам несет, мы должны знать непростой язык иконы, ее символику.
А вот как же ответить мальчику на его вопрос, какая икона – главная? Бог – Отец, мы, люди, Его дети. Греческое слово «икона» означает «образ», в нас есть образ Бога, создавшего нас, так же как в детях всегда есть отцовские гены, образ отца. Важен для нас образ Бога, икона Бога. Но очень важна та икона, которую мы видим каждый день, когда смотрим на себя в зеркало. Смотрим – и думаем: кто я? Какой я? Не искажаю ли я образ Бога, который есть во мне, эгоизмом, дурными привычками, нелюбовью, ложью? Вот я так часто пытаюсь изменить мир вокруг себя – но не стоит ли мне попытаться в первую очередь обновить свой собственный образ, изменить что-то в себе самом, чтобы научиться любить и быть по-настоящему счастливым.
8 ноября. О явленных и до времени не явленных миру святых

В 8-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы».
О явленных и до времени не явленных миру святых — игумен Назарий (Рыпин).
Речь идёт о святости и праведности человека. То есть праведник, как бы он ни скрывал свою добродетель, всё равно он будет узнаваем. Как и апостол Павел говорит: «Мы гонимы, но узнаваемы».
И безусловно, это должно послужить нам ободрением в том, что не только какие-то греховные дела откроются. Безусловно, это так. В день Страшного Суда откроются все помышления сердечные, все движения нашего сердца, не говоря уже о делах, которые мы совершали, и словах, которые мы сказали. Даже какие-то взгляды, малейшие движения сердца, они будут объявлены.
Но тем не менее, Господь здесь говорит о том свете духовном, который является через людей праведной жизни. О том, что настоящий праведник не сможет скрыться, хоть как бы он себя ни скрывал.
В этом для нас великое обетование утешения, именно потому, что мы считаем порой, что святых вроде бы уже и нет, но пока существует этот мир, праведники были, есть и будут. Но, как говорят святые отцы, что до скончания века не иссякнут святые, но святые последних дней примут, раскроют себя от лица людей.
И всё же для нас это утешение в том, что Господь всегда будет являть в Своей Церкви святых до конца времен.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 ноября. О Христе как твёрдом основании и надежде на вечную жизнь с Богом

В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный».
О Христе как твёрдом основании и надежде на вечную жизнь с Богом — священник Родион Петриков.
Слова апостола Павла звучат особенно глубоко в день, когда Церковь вспоминает страшное землетрясение 740 года в Константинополе. В этот день византийскую столицу потрясла катастрофа: рухнули стены, дома, башни. Император-иконоборец Лев Исавра, который гнал верующих, увидел в этом Божий знак.
Люди, переживая ужас, вышли на молитву. И тогда случилось чудо. Юноша, вознесшийся во время моления, принес с небес ангельские слова: «И Я с вами, и никто против вас». Землетрясение прекратилось, но главное — обнажилась правда: всё земное шатко и неустойчиво, как та самая хижина из слов апостола.
Что же это событие открывает нам сегодня? Во-первых, Павел называет тело хижиной не из презрения, но чтобы сказать, что наша истинная крепость в Боге. Во-вторых, что для нас разрушение хижины — это не только катастрофы, но болезни, утраты и кризисы веры. И Бог допускает их, но не для наказания, а чтобы мы увидели под ногами зыбкий песок, а над нами — вечные небеса.
И если тревога трясет наш внутренний мир, вспомним кондак этого дня: «И избавь от труса тяжкого, и воззови: „Аз есьм с вами“». Это в-третьих.
Наконец, последнее, что мы можем узнать в этом дне, это то, что если мы теряем опору, то вспомним, что наша жизнь — это не просто сиюминутная палатка, а стройка вечности. Каждая молитва, каждое доброе дело, прощение — это всё кирпичики небесного дома.
Пусть память о Царьграде и страшном землетрясении научит нас, что, даже когда рушатся стены, Бог не оставляет Своих. Как писал святитель Феофан Затворник, настоящая жизнь — это переход в вечность. Идите туда с надеждой.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 ноября. О подвиге Великомученика Димитрия Солунского
Сегодня 8 ноября. День памяти Великомученика Димитрия Солунского, военачальника, пострадавшего за Христа в начале четвёртого века.
О его подвиге — протоиерей Василий Гелеван.
Молодой человек Димитрий, перспективный, принял Христа, будучи научен вере христианской. Но от него-то ждали другого, от него ждали, что он будет преследовать христиан. А святой Димитрий открыл воскресную школу, покровительствовал христианам. И когда об этом донесли императору, немедленно градоначальника арестовали и подвергли пыткам.
Но он не был слаб духом, он не отрёкся от Христа, он пронёс все эти пытки. Больше того, он даже ученика своего Нестора научил, как противостоять злу. Нестор был небольшого роста, некрепкого телосложения, но бросил вызов великану Лию, низверг его и победил. И это, конечно, школа Димитрия.
И когда мы молимся святому великомученику Димитрию, мы молимся в том числе о научении: научи нас, святой, как нам победить наших врагов. Наши воины молятся святому великомученику Димитрию. Исторически всегда святой Димитрий Солунский был покровителем русского воинства.
В честь святого Димитрия Солунского крестили будущего великого князя московского Дмитрия Донского, который теперь сам святой. И святому Димитрию Солунскому посвящены самые древние до нас дошедшие иконы и мозаики.
Святой Димитрий Солунский по праву стоит в первых рядах небесных покровителей православного христолюбивого воинства.
Все выпуски программы Актуальная тема







