
Татьяна Любомирская
Ах, как я ее боялась! Каждый раз, когда мне необходимо было зайти к ней в кабинет, сердце уходило в пятки, голос срывался, а лицо покрывалось пятнами. Наводящая такой страх и ужас Антонина Васильевна была администратором в организации, куда я устроилась работать, едва окончив университет. Боялись ее не только непосредственные подчиненные, но и всё начальство. А уж я — юная, робкая, неопытная — дрожала перед Антониной Васильевной как кролик перед удавом. Даже когда мне доводилось просто идти мимо и слышать, как она вопит на весь двор, отчитывая незадачливого рабочего, допустившего какую-нибудь оплошность, я мечтала слиться со стеной. Антонина Васильевна, казалось, умела разговаривать только криком. Ее речь изобиловала ругательствами. К тому же она имела обыкновение всегда отказывать в просьбах, торжествующе заявляя, что ни за что этого не сделает. Незадачливому просителю приходилось несколько раз обивать ее порог, прежде чем она милостиво соглашалась помочь.
Если мне доводилось пересекаться с Антониной Васильевной по рабочим вопросам, я шла в ее кабинет с содроганием сердца. Антонина Васильевна, чуя заведомо слабого противника, с удовольствием осыпала меня своей темпераментной лексикой. После такого разговора я выползала раздавленная и уничтоженная. Моя стрессоустойчивость была на нуле.
Понятное дело, что Антонина Васильевна не относилась к числу симпатичных мне людей, и я делала всё, чтобы переложить разговоры с ней на кого-нибудь другого — более опытного, более взрослого. Коллеги старались меня выручать, хотя никто не горел желанием лишний раз попасть под огонь нашего администратора.
Но вот однажды я допустила одну оплошность, исправление которой опять-таки требовало вмешательства Антонины Васильевны. Тут уж коллеги не могли помочь мне в переговорах. Я должна была идти сама и каяться в своей нерадивости. Собрав остатки мужества, я на дрожащих ногах отправилась в кабинет администратора.
«Глупо так бояться, — уговаривала я себя по пути. — Она же не робот, запрограммированный унижать людей. Она живой человек, со своими собственными страхами и слабостями. У нее тоже есть мечты, она тоже кого-то любит и хочет быть любимой. Бедная, каково ей чувствовать, что все стараются держаться от нее подальше? Как было бы здорово, если бы я перестала ее бояться и смогла полюбить!».
Да, вот что мне нужно — полюбить ее. Конечно, это громкое заявление, но можно хотя бы попытаться! Ведь обычно я хорошо лажу с людьми. Если мне не нравится Антонина Васильевна, нет ничего удивительного в том, что и я ей не нравлюсь. Но, наверно, это можно изменить.
Легко сказать! В тот день мои благие намерения ни к чему не привели, и я выслушала свой нагоняй. Но мысль полюбить Антонину Васильевну показалась мне правильной, и я постепенно стала воплощать ее в жизнь. Первым делом, руководствуясь Евангельским заветом, я начала поминать Антонину Васильевну в своих молитвах. К тому же, встречая нашего администратора в коридоре, я старалась улыбаться также искренне, как и всем своим друзьям. Мне действительно хотелось научиться радоваться встрече с Антониной Васильевной. Наверно, со стороны это могло походить на подхалимство, но я изо всех сил пыталась, чтобы мои приветствия шли от души, и просила Бога о том, чтобы Он изгнал страх и подарил хотя бы немного симпатии к этому человеку.
Однажды я осмелилась не просто поздороваться, а еще и спросить «как дела?». Антонина Васильевна вскинула брови, смерила меня подозрительным взглядом, а потом ответила неожиданно нормальным голосом, без малейших следов крика: «Прекрасно, спасибо!». И похвалила мое платье.
Господь выполнил мою просьбу на сто процентов. Спустя какое-то время мне уже не приходилось прилагать усилия, чтобы улыбаться. Дружелюбие по отношению к Антонине Васильевне стало абсолютно искренним. И к тому же взаимным. Она по-настоящему начала мне нравится, тем более что под личиной огнедышащего дракона пряталась очень милая женщина. Антонина Васильевна и правда была обычным человеком, со своими слабостями, но и с многочисленными привлекательными чертами. Оказывается, общаться с ней можно легко и приятно. Теперь, встретившись в коридоре, мы тепло обнимались и обязательно перекидывались парой слов. И эти встречи всегда были радостны.
Даже в самом грубом и, казалось, сделанном из стали человеке находится это мягкое, незащищенное ядро, испытывающее потребность в любви. И когда оно неожиданно прорывается наружу, начинаешь понимать, что все мы и в самом деле дети Бога. Кровные братья и сестры от одного отца, Господа, который есть любовь. Найти эту светящуюся, уязвимую сердцевину в другом человеке, согреть ее своим теплом и самому прикоснуться к ее лучам наверно и есть цель нашего взаимодействия друг с другом. Да, иногда приходится прилагать усилия, чтобы настойчиво искать в ком-то самое лучшее. Но не сдавайтесь. Любой человек достоин любви. А источником этой любви должны стать именно мы.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема