
Анна Тумаркина
За все то время, что я преподаю английский язык на курсах, мне довольно редко попадались по-настоящему сложные ученики. Встречались те, кому по той или иной причине тяжело давалась учеба. Кто-то требовал индивидуального подхода, кто-то был просто слабо мотивирован.
И вот, совсем недавно в одну из моих групп пришел довольно сложный ученик. Мальчик неполных девяти лет из спального района Москвы, активный пользователь социальных сетей, явный лидер в компании.
Нет, учился он хорошо и уроков не срывал. Но с ним было сложно взаимодействовать, общаться. Казалось, ему настолько важно было чувствовать себя самым главным, что и меня, преподавателя, он воспринимал как часть собственной свиты.
Это выражалось в бесконечных спорах во время урока, в желании выполнять задания не так, как положено, а нарочито небрежно, лишь бы по-своему. Например, у нас на занятии рекомендуется говорить на английском, мы стараемся максимально исключить русский язык. И все учащиеся, освоив необходимый набор английских фраз, довольно легко с этой задачей справлялись, а он—нет. Не хотел.
Особенно нравилось мальчику перебивать меня во время объяснения нового материала и заявлять непременно по-русски: «А вот нас в школе учат по-другому!»
Я изо всех сил старалась держать его резкие и демонстративные проявления в рамках дозволенного. Но внутри росло и росло возмущение, грозившее в любой момент вырваться наружу ярким пламенем гнева.
Со всем этим грузом на душе я пошла на духовную беседу к священнику. Батюшка наш знает меня уже больше пятнадцати лет. Я ничего не утаила от него: так, мол, и так, сил нет терпеть, вот какой строптивый ученик мне попался! Никого не уважает, везде норовит вставить свое суждение. Обидно, еле-еле себя сдерживаю, чтоб окончательно не разозлиться и не накричать...
— А ты, — отвечает батюшка, — каждый раз, когда почувствуешь раздражение, знаешь, о чем думай?
— О чем? — спросила я.
— А ты думай, что для Господа, возможно, такой же нерадивый и трудный ребенок—ты.
А ведь так оно и есть — подумала я. Разве не пытаюсь я каждый раз своими действиями доказать Богу, что знаю лучше Него, как правильно жить? Разве не бывает так, что поступаю, хоть и в ущерб себе, зато по-своему? Разве не спорю я с волей Божьей даже тогда, когда понимаю, что она—единственно верная?
Конечно, я тот еще строптивый ребенок! Но Господь — гениальный педагог. У Него невыполнимых педагогических задач не бывает. В лице того мальчика с курсов Он просто послал мне...зеркало. А заодно и тренажер для самого важного педагогического навыка — терпения.
После беседы с батюшкой действительно стало легче справляться с моим внутренним гневом на непростого подопечного. В критический момент я мысленно делала паузу и вспоминала непослушную и строптивую девочку -себя, а после уроков молилась.
Не все с моим учеником проходило гладко, но раздражаться на него я стала заметно меньше. Так прошло девять учебных месяцев. Учебный год подошел к концу. Итоговый тест мой сложный и многотрудный ученик написал почти на отлично. Это был один из лучших результатов в группе.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Геленджик. Собор Вознесения Господня

Современный курорт Геленджик был когда-то небольшой крепостью — береговым укреплением Русского Черноморского флота на Северном Кавказе. Прежде османский, Геленджик стал русским в 1829 году — после окончания Русско-Турецкой войны, по Адрианопольскому мирному договору. Одной из первых русских построек на территории крепости стал православный храм Вознесения Господня.
Деревянный, с небольшой колокольней, он вмещал всех, тогда ещё немногочисленных обитателей крепости, в основном — военных. По сохранившимся документам, в штате храма числился один иеромонах и два его помощника. Так продолжалось вплоть до начала Крымской войны. В 1854-м году союзники Турции — Британия и Франция — блокировали своим флотом Черноморское побережье России и Северокавказские береговые укрепления оказались под угрозой вражеского захвата. Тогда российское военное командование отдало приказ покинуть укрепления, предварительно уничтожив в них все сооружения. Постигла эта участь и Геленджикскую крепость. Деревянная церковь Вознесения Господня сгорела вместе с остальными крепостными строениями.
Русские вернулись в Геленджик через десять лет. В центре поселения, на главной площади, вновь отстроили деревянный Вознесенский храм. Церковь, приписанная к Кавказской епархии, простояла там до начала ХХ века. В 1904-м жители и гости стремительно разросшегося Геленджика обратились к Черноморскому губернатору с просьбой построить большой каменный храм. Старый, деревянный уже попросту не вмещал всех верующих.
Через год работа закипела. На глазах горожан поднимались стены будущего собора, сделанные из кирпича и дикого камня. Через четыре года, накануне праздника Вознесения Господня, епископ Сухумский и Черноморский Димитрий освятил новый собор — белоснежный, пятиглавый, в русско-византийском стиле, с тонкой фасадной узорчатой лепниной, трёхъярусной колокольней и золотыми шлемовидными куполами. Храм оставался действующим всю первую треть ХХ века. В 1932-м советские власти постановили закрыть Вознесенский собор Геленджика. Его настоятелем тогда был священник Дмитрий Легейдо, ныне причисленный к сонму новомучеников и исповедников Российских. Храм опечатали, а отца Дмитрия арестовали и вскоре расстреляли. В годы Великой Отечественной войны храм вернули верующим, но ненадолго. В 1950-м его вновь закрыли и он пришёл в запустение — разрушились отделка фасада и внутренняя роспись.
В 1991-м году началась новая страница в истории геленджикского Вознесенского собора — храм вернули верующим. После серьёзной реставрации он вновь открыл свои двери для прихожан. Теперь фасад собора украшают великолепные мозаики, а сам он, словно белоснежный корабль, возвышается на фоне гор и моря. В 2013-м году Вознесенский собор Геленджика получил статус кафедрального, став одним из главных храмов Новороссийской епархии.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Псалом 91. Богослужебные чтения

Людям свойственно начать ценить что-либо тогда, когда они что-то теряют. Или оказываются перед угрозой потери. Вот и древние иудеи начинали ценить мирное время, когда на их землю приходила война. И тогда они вспоминали о Боге, о благочестии и просили от всего сердца о возвращении мирного времени. Таким настроением проникнут псалом 91-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 91.
2 Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний,
3 возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи,
4 на десятиструнном и псалтири, с песнью на гуслях.
5 Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих.
6 Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!
7 Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того.
8 Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки,
9 Ты, Господи, высок во веки!
10 Ибо вот, враги Твои, Господи, — вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие;
11 а мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащён свежим елеем;
12 и око моё смотрит на врагов моих, и уши мои слышат о восстающих на меня злодеях.
13 Праведник цветёт, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане.
14 Насаждённые в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего;
15 они и в старости плодовиты, сочны и свежи,
16 чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нём.
Прозвучавший псалом не имеет надписания, то есть указания авторства. Но, скорее всего, он был написан не Давидом и не Соломоном, а значительно позже. Написан царём Езекией или его придворным поэтом после того, как немногочисленное войско древних иудеев победило значительно более могущественного противника, почти уже осадившего Иерусалим. Случившееся иначе как чудом назвать было просто нельзя.
И составитель псалма обращает к Богу слова искренней благодарности, восхищается могуществом Господним, а ещё призывает всех людей славить Творца вместе с собой. Мы слышим такие слова: «Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих. Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!» Конечно, мы имеем дело с ветхозаветным религиозным мышлением, которому была свойственна некоторая приземлённость. Но радость о спасении, которую чувствует автор псалма, не может не вдохновлять.
Псалмопевец торжествует — наступила победа, все опасности преодолены. И всё благодаря Богу, о Котором он восхищённо пишет: «Ты, Господи, высок во веки! Ибо вот, враги Твои, Господи, — вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие». Безусловно, автор псалма радуется тому, что плодами победы Господь даёт воспользоваться тем, кто Ему верен. И эта верность позволяет не бояться неприятелей, помогает не страшиться наступающего дня. Или как читаем мы в псалме: «я умащён свежим елеем; и око моё смотрит на врагов моих, и уши мои слышат о восстающих на меня злодеях».
Прозвучавший псалом имеет и пророческий характер. Образ праведника, о котором мы слышим, имеет отношение не только к ветхозаветным евреям, но и к грядущему Мессии. Спаситель, обещанный пророками, победит не земных врагов, но более страшного неприятеля — саму смерть. Христос воскрес из мёртвых не Себя ради, а ради нас. И этой победой Он с нами щедро делится. Не будем же отвергать этот поразительный дар. Будем Богу верны и в слове, и в деле, и каждый день нашей жизни, чтобы стать нам истинными свидетелями правды Господней, которая приносит настоящую радость бытия. Радость, способную насытить и самого человека, стремящегося жить по воле Божией, и тех, кто находится рядом с ним.
Псалом 91. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 91. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 91. На струнах Псалтири
1 Псалом. Песнь на день субботний.
2 Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний,
3 возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи,
4 на десятиструнном и псалтири, с песнью на гуслях.
5 Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих.
6 Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!
7 Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того.
8 Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки,-
9 Ты, Господи, высок во веки!
10 Ибо вот, враги Твои, Господи,- вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие;
11 а мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем;
12 и око мое смотрит на врагов моих, и уши мои слышат о восстающих на меня злодеях.
13 Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане.
14 Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего;
15 они и в старости плодовиты, сочны и свежи,
16 чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем.