
Светлана Подлипаева
Мое утро началось рано. Я неспешно встала с кровати, прочитала молитвы и пошла в храм. Это было прощенное воскресенье, последний день перед началом Великого поста. Помню, на улице лежал снег и было морозно. Литургия. В Евангелие говорили о прощении, посте и небесных сокровищах. А в проповеди, напомнили о важности молитвы, покаяния и исправления нашей жизни.
«Вот бы научиться молиться от сердца», — подумала я.
На этом раздался телефонный звонок с работы. Дослушать благодарственные молитвы я уже не могла, потому что меня ждал мальчишка с подозрением на кровотечение и ему нужна была помощь.
Нужно сказать, что добралась быстро. К моему приезду ребенок уже был на операционном столе, стабильный.
Мы начали операцию. В этот момент состояние резко ухудшилось и кровотечение стало не контролируемым. Мы могли лишь прижать руками место предполагаемого кровотечения и ждать пока анестезиологи разрешат работать. Я понимала, что мы не справляемся. Мысленно подбирала слова, которые должна буду сказать матери. Представляла ее глаза. И знала, даже если удастся сохранить жизнь, ребенок будет инвалидом.
В этот момент в голове всплыли евангельские слова из проповеди: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».
«Ну, не просить же операционную бригаду совместно молиться?», — мелькнуло в голове. Но, не молиться сама не могла. Я мысленно кричала: «Господи, помоги! По-мо-ги, Господи!», — и так по кругу. Молитва шла настоящая и искренняя, сердцем. Хотя, ум и опыт в профессии подсказывали, что мальчишка умирает.
И тут я снова взмолилась: «Господи, неужели Ты не видишь, он умирает. По-мо-ги!»
«Можете оперировать», — произнесли анастезиологи. Состояние стабилизировалось, мы смогли начать операцию. Бригада работала слажено, с остановками по просьбе анестезиолога. Время шло незаметно, казалось, оно остановилось. Было тихо и спокойно. Операция прошла успешно. Мальчик выжил.
«Спасибо, Господи!», — прошептала я.
Оттирая кровь от стен операционной, медсестра сказала, что молилась.
«Я тоже, молилась, как могла...», — услышали мы от анестезиолога.
Мы молча посмотрели друг на друга, не веря что все это реальность, что все страшное закончилось.
Потом был разговор с матерью. «Операция прошла успешно...».
Она смотрела заплаканными глазами, полными надежды и тихо повторяла: «Спасибо».
Через сутки ребенок пришёл в себя. Никаких прогнозируемых осложнений не случилось. Как? Это — еще одно чудо.
С тех пор, я знаю, что такое горячая молитва. И наконец-то, пришло мое личное осознание слов «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».
Автор: Светлана Подлипаева
Все выпуски программы Частное мнение
Деяния святых апостолов

Деян., 22 зач., IX, 19-31.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если чтущий Бога и Его заповеди человек решится сделать исключение и нарушить одну из заповедей Божиих, то постепенно такой человек придёт к тому, что таких исключений станет всё больше и больше, и в какой-то момент нарушение заповедей станет чем-то обыденным, тем, что совсем не пугает. Этот принцип проявил себя в Священном Писании множество раз, и об одном из них повествует 9-я глава книги Деяний святых апостолов. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 9.
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.
21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.
23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.
28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.
29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.
31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
Как мы только что услышали, после своего обращения ко Христу Савл, или, иначе, апостол Павел попал в очень неприятную ситуацию: его ещё не приняли христиане, и он уже стал чужим для иудеев. Если с христианами вопрос решился довольно быстро — апостол Варнава рассказал им о своём видении Господа и о том, что Савла можно принять, то с иудеями всё было значительно печальнее: через какое-то время они пришли к уже ставшей для них привычной мысли, что проблема должна быть решена самым радикальным методом, то есть Савла нужно попросту убить.
Симптоматично, что никакие прежние заслуги Савла не спасли его от этого приговора, он, став христианином, перестал иметь какую-либо ценность для иудеев, более того, он стал помехой. Дальнейшее повествование книги Деяний говорит о том, что апостолу удалось сбежать от жаждущих его смерти иудеев, однако их злоба никуда не делась, и интересен сам факт этой злобы. Конечно, проще всего её было бы списать на злокозненность иудеев, сказать, что злоба — это часть их природы, а потому здесь нечему удивляться. На самом же деле удивляться есть чему, и удивляться в этой истории стоит не столько поведению иудеев, сколько тому, что люди как таковые бывают крайне нечувствительны к проявлениям воли Божией. Нам легко соглашаться с Богом тогда, когда мы понимаем Его действия, а понимаем мы то, что нам приятно, что соответствует нашему представлению о мире и о себе самих. Если же Бог нас обличает, если Он, скажем, через других людей указывает нам на наши недостатки, то принять такую волю Божию бывает чрезвычайно непросто. Всем известна наша стандартная реакция на обличение: мы, если на словах с ними и согласимся, внутреннее будем протестовать, будем искать благочестивые объяснения своим поступкам, и, конечно же, их найдём.
Священное Писание предлагает обратить внимание на то, к чему в пределе может привести такое отношение к проявлениям воли Божией, и, что особенно важно, подобных примеров в Писании очень много: одна лишь книга Деяний с весьма печальной регулярностью повествует об одном и том же сюжете — отказавшись от принятия воли Божией, люди идут дальше в своём сопротивлении Богу, и в конечном итоге доходят либо до стремления к убийству праведников, либо до самого убийства. Дай Бог, чтобы мы не забывали об этих примерах Священного Писания, и помнили, что эти преступления всегда начинались с того, что может показаться малым и безобидным, — с отказа со смирением принять благую и всесовершенную волю Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О молитве». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из книги святителя Игнатия Брянчанинова «О молитве», посвященные тому, каким должно быть общение с Богом и какова роль молитвы в жизни человека.
Разговор шел о том, что может помочь побороть рассеянность во время молитвы, почему стоит беречься особых эмоциональных и чувственных состояний во время обращения к Богу, а также что дает человеку молитва.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о христианских мотивах в военной драме Андрея Тарковского «Иваново детство».
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев».
Вторая беседа с заместителем главного редактора журнала «Фома» Владимиром Гурболиковым была посвящена фильму «Солярис».
Третья беседа с киноведом Августиной До-Егито была посвящена фильму «Зеркало».
Четвертая беседа с режиссером, сценаристом Иваном Перекатовым была посвящена фильму «Сталкер».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер