«Став на колени и обняв его одной рукой, подсказывала она ему слова молитвы. Мальчик рассеянно повторял их, глядя в окно, откуда лилась в комнату прохлада и запах сирени». Эти строки из романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» посвящены матери писателя — Авдотье Матвеевне. Именно с неё писал Гончаров образ маменьки своего самого известного литературного героя. Воспоминаниями о любимой матушке полны и другие произведения знаменитого литератора — «Обрыв», «Обыкновенная история». Трепетную любовь Гончаров пронёс через всю свою жизнь. «Наша мать была умница... Она была решительно умнее всех женщин, каких я знаю. В моих воспоминаниях никто не стоит выше, чище, священнее памяти о ней», — писал своему брату Николаю Иван Александрович.
Отец Гончарова скончался, когда мальчику исполнилось всего семь лет. Воспитанием детей занималась Авдотья Матвеевна. Писатель вспоминал, что при всей своей безграничной любви матушка не потворствовала и не угождала их детским капризам. За невинные проделки никогда не бранила. Но если своим зорким материнским взглядом вдруг видела, что в какой-либо шалости кроется зерно порока, то проявляла строгость. «Бывало, нашалишь что-нибудь: влезешь на крышу, на дерево, увяжешься за уличными мальчишками в соседний сад или с братом заберешься на колокольню — она узнает и пошлет человека привести шалуна к себе», — вспоминал Гончаров. На правый путь баловников Авдотья Матвеевна наставляла беседой и молитвенными поклонами перед образами. В автобиографическом очерке «На Родине» Гончаров писал: «Прочную основу нравственного воспитания заложила в нас умная, заботливая, любящая мать!.. Она была для нас авторитетом, перед которым мы склонялись с уважением, любовью и благодарностью...»
Авдотья Матвеевна поддерживала в доме атмосферу христианского благочестия и православного духа. В памяти Ивана Александровича остался большой киот, над которым день и ночь теплилась синяя лампада. Перед иконами он вместе с матушкой часто молился. Авдотья Матвеевна сажала маленького Ивана на колени и рассказывала мальчику о том, что у каждого человека есть ангел-хранитель, оберегающий от дурного. Часто по вечерам они выходили в сад и смотрели на звёзды. Матушка говорила, что это очи Божьих ангелов, которые с небес взирают на мир. Позже воспоминания об этих рассказах маменьки Гончаров вложит в уста главного героя своего романа «Обыкновенная история», Александра Фёдоровича Адуева.
Особым воспоминанием стали для Ивана Александровича походы в храм. Меньше, чем в ста метрах от дома Гончаровых в Симбирске располагалась Воскресенская церковь. За руку с матушкой по утрам ходил туда маленький Ваня. Всю жизнь перед глазами Гончарова была фигура матери — коленопреклонённая, залитая светом множества свечей, шепчущая акафист Спасителю. Авдотья Матвеевна, хоть и знала наизусть все молитвы, сама была неграмотной. Часто по вечерам, особенно зимой, когда за окнами завывала метель, Иван садился рядом с матерью и что-нибудь читал ей вслух. Чаще всего это было Евангелие или жития святых. Своих детей женщина хотела видеть образованными людьми. Именно по её настоянию десятилетний Иван из родного сонного Симбирска отправился учиться в Санкт-Петербург, в коммерческое училище, а затем поступил в Московский университет. «Матушка открыла мне все пути в жизни», — говорил Гончаров.
Авдотья Матвеевна Гончарова скончалась на Пасху 1851 года. В память о ней Ивану Александровичу достались несколько образов из того самого киота, перед которым они с матушкой часто проводили время в молитве. «Я благодарю Бога за то, что имел подобную мать», — писал Гончаров.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Боголюбская икона Божией Матери. Новое обретение
Во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике в городе Владимире открылась необыкновенная экспозиция. На ней представлена Чудотворная Боголюбская икона Божией Матери. Этот образ был написан по повелению Святого Благоверного Великого Князя Андрея Боголюбского. Созданный в XII веке, он представлен сейчас таким, каким его видел Князь Андрей, который повелел иконописцам создать лик, похожий на образ Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, хорошо ему известный. Иконописный извод был выбран, благодаря явлению Князю во сне Пречистой Девы. В греческой традиции он назван Агиосоритисса.
О том, как удалось художнику — реставратору высшей квалификации, заведующему научно — реставрационной мастерской «Иконотека Овчинникова», кандидату искусствоведения Александру Анатольевичу Горматюку раскрыть первоначальный слой живописи; как подготавливала к этому событию работа его предшественников, специалистов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Академика И.Э. Грабаря в течение предыдущих 100 лет; о том, в какое время вернулась к нам эта икона, наша программа.
Посещение Боголюбской иконы Божией Матери паломниками предусмотрено по согласованию с Владимирской епархией, и осуществляется ежедневно по будням в музее с 10 до 11 часов, хотя и в течение дня все верующие могут насладиться одним из древнейших образов Божией Матери на Руси в рамках посещения выставки «Икона XII века „Богоматерь Боголюбская“. Новое обретение».
Все выпуски программы Места и люди
«Баллада о солдате»
— Рассказывай, как у тебя там всё получилось.
— Я, товарищ генерал, честно скажу. Струсил. Уж очень они близко подошли, ну и, испугался я...
— Так это ты с испугу два танка подбил? Значит, с испугу. Видал? Все бы так пугались.
— Молодец. Представляю тебя к награде.
— Товарищ генерал! А нельзя мне вместо награды на денёк к матери съездить?
Девятнадцатилетний связной Алёша Скворцов отличился во время атаки немцев. Сам генерал назвал его героем. Но парню почести и награды не нужны. Ему бы хоть на один день отправиться домой, в родную деревню. Матери помочь крышу починить. Да и не попрощался он толком с нею, уходя на фронт... Сегодня мы поговорим о картине «Баллада о солдате». Фрагмент из неё прозвучал в начале программы. Фильм вышел на экраны в 1959 году, снял его российский режиссёр Григорий Чухрай. Лента получила мировое признание и завоевала награды престижнейших международных кинематографических конкурсов. Среди них — специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, а также номинация на «Оскар». У себя на родине фильм удостоился высшей государственной награды — Ленинской премии. Критики и сегодня признают фильм «Баллада о солдате» подлинным шедевром отечественного кинематографа, нестареющей классикой и одним из самых пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне.
О том, как возникла идея картины, Григорий Чухрай рассказывал в книге своих воспоминаний. «Она жила во мне со времён войны чувством светлой печали, я ощущал её как свой долг перед памятью тех, с кем вместе шёл в бой, и кто не вернулся с войны», — говорил режиссёр. При этом Чухраю хотелось осуществить свой замысел как можно проще — без пафоса, громких слов и лозунгов. Не воздвигать монумент, а рассказать об этих людях простыми человеческими словами. И у него получилась картина о таком подвиге, совершить который, пожалуй, под силу каждому из нас, прямо сегодня. О тихом и, может быть, на первый взгляд незаметном подвиге в обычном, человеческом, житейском смысле. И одновременно — в духовном и высоконравственном. Весь фильм мы наблюдаем за тем, как Алёша отдаёт себя людям. Он забывает о том, что очень спешит домой, когда видит, что нужно помочь инвалиду. У Алёши на счету каждый час, но, несмотря на это, он в чужом городе бежит разыскивать жену незнакомого солдата, чтобы передать ей гостинец. Главного героя ждёт немало встреч и событий. Порой весьма забавных. Так, например, в вагоне скорого военного эшелона он случайно знакомится с Шурой. Девушка тайком подсаживается в вагон на одной из станций. Знакомство происходит при весьма своеобразных обстоятельствах:
— Что ты ко мне привязался?...
— Я привязался? Сама в вагон влезла, а я привязался.
— А что же ты от меня в солому прятался?
— Да от тебя, что ли?
— А от кого же?
— От лейтенанта.
— Какого лейтенанта?
— От начальника эшелона. Знаешь, какой лейтенант? Зверь! Я ведь тоже, как ты, зайцем еду. А поймают, ссадят, придётся пассажирского ждать. И ещё влететь может. Я ещё больше, чем ты испугался. Думал, что ты — лейтенант. Страху натерпелся, оплеуху заработал, да ещё и виноват во всём.
В картине Григория Чухрая «Баллада о солдате» мы встретим немало подобных моментов, способных вызвать у зрителя добрую улыбку. Фильм бесконечно тёплый, и даже трагичное в нём — светло. В этом, безусловно, большая заслуга талантливых актёров. Главных героев сыграли тогда ещё студенты кинематографических вузов, совсем молодые Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко.
Режиссёр признавался, что Алёша Скворцов стал одним из любимых его героев. В честь него — Алёшей — Чухрай назвал своего сына, который появился на свет во время съёмок фильма. Григорий Наумович говорил: «Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти».
9 мая. О святителе Стефане, епископе Великопермском
Сегодня 9 мая. День памяти святителя Стефана, епископа Великопермского, жившего в XIV (14) веке.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.