Успенский собор во Владимире — редчайший архитектурный памятник русского белокаменного зодчества домонгольского времени. Он был заложен в 1158 году. Причиной этому послужила история перенесения Владимирской иконы Божией Матери из города Ввшгорода под Киевом на север Руси. Образ, написанный, по Преданию, апостолом Лукой, благоверный Андрей Боголюбский вёз в Суздаль. Он намеревался создать там новое великое княжество и молился перед древней святыней об успешном воплощении своих чаяний. Но едва княжеский обоз миновал Владимир, кони вдруг встали, отказываясь двигаться дальше. Для Андрея разбили шатер, чтобы он мог вздремнуть, пока животные отдыхают. И во сне князь увидел Божию Матерь. Царица Небесная повелела Андрею Боголюбскому сделать столицей нового княжества не Суздаль, а Владимир. Для перенесённой из Вышгорода иконы в городе возвели собор в честь Успения Богородицы.
Князь Андрей постарался, чтобы Успенская церковь стала достойным хранилищем святыни. Величественное сооружение из тёсаного белого камня возвышалась над городскими холмами на тридцать два метра. Летописцы, восхищённые красотой церкви, поэтически сравнивали её с храмом царя Соломона в Иерусалиме.
Спустя одиннадцать лет после смерти Андрея Боголюбского во Владимире случился пожар. Успенский собор пострадал от огня, несмотря на свои мощные каменные стены. В здании полностью сгорели деревянные перекрытия, и оно могло рухнуть. По велению князя Всеволода Большое Гнездо сооружение обнесли галереей. Заключённый в массивный футляр, собор стал прочнее и ещё величественнее.
В тринадцатом веке городу Владимиру, как и всей Руси, выпало суровое испытание — нашествие полчищ хана Батыя. Горожане вместе с епископом Митрофаном укрылись в Успенском соборе, но враги ворвались туда. Они убивали людей и оскверняли святыни. С Владимирской иконы сорвали драгоценный оклад, но сам образ уцелел.
В 1395 году святыню перенесли в Москву по велению великого князя Василия Первого. Взяв из Владимира драгоценное сокровище, московский правитель взамен подарил городу другое. В 1408 году он пригласил иконописцев Андрея Рублёва и Даниила Чёрного расписать Успенский собор, и в храме появились уникальные фрески. Одна из них особо известна. Она посвящена Страшному Суду. Несмотря на грозную тематику, роспись Андрея Рублева пронизана светом и радостью встречи со Христом. Фреска сохранилась до наших дней, и тысячи паломников приезжают во Владимирский собор Успения Богородицы, чтобы молитвенно прикоснуться к этой святыне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Баллада о солдате»
— Рассказывай, как у тебя там всё получилось.
— Я, товарищ генерал, честно скажу. Струсил. Уж очень они близко подошли, ну и, испугался я...
— Так это ты с испугу два танка подбил? Значит, с испугу. Видал? Все бы так пугались.
— Молодец. Представляю тебя к награде.
— Товарищ генерал! А нельзя мне вместо награды на денёк к матери съездить?
Девятнадцатилетний связной Алёша Скворцов отличился во время атаки немцев. Сам генерал назвал его героем. Но парню почести и награды не нужны. Ему бы хоть на один день отправиться домой, в родную деревню. Матери помочь крышу починить. Да и не попрощался он толком с нею, уходя на фронт... Сегодня мы поговорим о картине «Баллада о солдате». Фрагмент из неё прозвучал в начале программы. Фильм вышел на экраны в 1959 году, снял его российский режиссёр Григорий Чухрай. Лента получила мировое признание и завоевала награды престижнейших международных кинематографических конкурсов. Среди них — специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, а также номинация на «Оскар». У себя на родине фильм удостоился высшей государственной награды — Ленинской премии. Критики и сегодня признают фильм «Баллада о солдате» подлинным шедевром отечественного кинематографа, нестареющей классикой и одним из самых пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне.
О том, как возникла идея картины, Григорий Чухрай рассказывал в книге своих воспоминаний. «Она жила во мне со времён войны чувством светлой печали, я ощущал её как свой долг перед памятью тех, с кем вместе шёл в бой, и кто не вернулся с войны», — говорил режиссёр. При этом Чухраю хотелось осуществить свой замысел как можно проще — без пафоса, громких слов и лозунгов. Не воздвигать монумент, а рассказать об этих людях простыми человеческими словами. И у него получилась картина о таком подвиге, совершить который, пожалуй, под силу каждому из нас, прямо сегодня. О тихом и, может быть, на первый взгляд незаметном подвиге в обычном, человеческом, житейском смысле. И одновременно — в духовном и высоконравственном. Весь фильм мы наблюдаем за тем, как Алёша отдаёт себя людям. Он забывает о том, что очень спешит домой, когда видит, что нужно помочь инвалиду. У Алёши на счету каждый час, но, несмотря на это, он в чужом городе бежит разыскивать жену незнакомого солдата, чтобы передать ей гостинец. Главного героя ждёт немало встреч и событий. Порой весьма забавных. Так, например, в вагоне скорого военного эшелона он случайно знакомится с Шурой. Девушка тайком подсаживается в вагон на одной из станций. Знакомство происходит при весьма своеобразных обстоятельствах:
— Что ты ко мне привязался?...
— Я привязался? Сама в вагон влезла, а я привязался.
— А что же ты от меня в солому прятался?
— Да от тебя, что ли?
— А от кого же?
— От лейтенанта.
— Какого лейтенанта?
— От начальника эшелона. Знаешь, какой лейтенант? Зверь! Я ведь тоже, как ты, зайцем еду. А поймают, ссадят, придётся пассажирского ждать. И ещё влететь может. Я ещё больше, чем ты испугался. Думал, что ты — лейтенант. Страху натерпелся, оплеуху заработал, да ещё и виноват во всём.
В картине Григория Чухрая «Баллада о солдате» мы встретим немало подобных моментов, способных вызвать у зрителя добрую улыбку. Фильм бесконечно тёплый, и даже трагичное в нём — светло. В этом, безусловно, большая заслуга талантливых актёров. Главных героев сыграли тогда ещё студенты кинематографических вузов, совсем молодые Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко.
Режиссёр признавался, что Алёша Скворцов стал одним из любимых его героев. В честь него — Алёшей — Чухрай назвал своего сына, который появился на свет во время съёмок фильма. Григорий Наумович говорил: «Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти».
9 мая. О святителе Стефане, епископе Великопермском
Сегодня 9 мая. День памяти святителя Стефана, епископа Великопермского, жившего в XIV (14) веке.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
9 мая. О Пасхальной радости
Сегодня 9 мая. Светлый четверг.
О Пасхальной радости, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.