В 1878 году русский историк Василий Ключевский обнаружил в архивах и опубликовал уникальный исторический документ — «Сказание о чудесах Пресвятой Богородицы Владимирской иконы». Памятник русской письменности двенадцатого века описывает обстоятельства перенесения из Киева во Владимир древней иконы Божией Матери. Летописец подчёркивает, что князь Андрей Боголюбский, прежде чем взять икону с собой в путь, смиренно, на коленях просил Богоматерь посетить новые земли и стать их Заступницей.
Сказание с географической точностью описывает путь благоверного князя Андрея со святыней из Киева на север Руси. Согласно рассказу, княжеская дружина на ладьях поднялась вверх по Днепру почти до его истоков, затем двигалась по реке Вазузе к верховью Москва-реки и минуя город Москву, достигла Клязьмы, на берегах которой стоит Владимир. Чудеса от иконы Божией Матери совершались уже в пути. Одно из первых произошло на реке Вазузе. Княжеский проводник едва не утонул, но по молитве Андрея Боголюбского перед образом Богородицы благополучно выбрался из воды.
Летописец рассказывает о чудесах, происходивших в стенах Успенского собора, выстроенного во Владимире специально для перенесённой из Киева святыни. Одно из таких чудес — исцеление сухорукого. Страдалец молился в Успенском храме перед Владимирской иконой, и Богородица услышала его — в одно мгновение больная рука стала здоровой.
Исцеления от Владимирской святыни совершались и на расстоянии. Так, игуменья Мария из Славятинского монастыря города Переяславль Русский, что под Киевом, страдала слепотой. Из-за болезни и преклонного возраста она не могла сама отправиться во Владимир, и попросила, чтобы ей доставили воду, освящённую у чудотворной иконы. Просьбу исполнили, монахиня умылась святой водой — и зрение вернулось к ней. Влага, освящённая святыней, стала лекарством и для некой женщины из Мурома, страдающей болезнью сердца.
Автор «Сказания о чудесах Пресвятой Богородицы Владимирской иконы» подчёркивает, что милость Божией Матери изливается на всякого человека, обратившегося к Ней. Помощь Царицы Небесной летописец сравнивает с солнечным светом, согревающим Вселенную. И через Свою Владимирскую икону Богородица источает чудеса во все концы Земли.
Все выпуски программы Небесная Заступница
5 ноября. О наших просьбах к Богу
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам».
О наших просьбах к Богу — священник Николай Конюхов.
Когда мы обращаемся с просьбой к Богу, нужно избежать двух крайностей. С одной стороны, нужно быть уверенным, то есть нужно достаточно настойчиво просить у Бога об исполнении своей молитвы. Помним ту женщину, которая прикоснулась ко Христу, несмотря на общественное порицание, несмотря на страх, и Господь похвалил её и сказал: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасёт тебя».
Но с другой стороны, нужно уметь принимать отказ от Бога и предоставить возможность, некую свободу тому, чтобы Он ответил нам «нет». То, как Иисус Христос сам молился в Гефсиманском саду, говоря: «Господи, если можно, пускай пройдёт мимо Меня эта чаша, но будет не Моя воля, но Твоя».
Поэтому, конечно, нужно настойчиво просить: «Господи, мне очень нужно вот то-то, то-то», — но в конце обязательно прибавлять: «Да будет святая воля Твоя».
Все выпуски программы Актуальная тема
5 ноября. О благодарении Бога Отца через Христа

В 3-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца».
О благодарении Бога Отца через Христа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Источник всех благ — Бог. Это аксиома. Человек — образ Божий, поэтому, как на любимое дитя, на него распространяется излияние Божьей благости. Как следствие, человек тоже становится источником блага.
Христос говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Собственно, апостол Павел повторил эту же мысль о благодарении Бога и воздаянии приличной Ему славы. Ведь естественное состояние человека — благодарить Бога за Его благодеяния.
Почему благодарим Бога Отца через Сына? Потому что Христос стал посредником между Небесным Отцом и нами. У людей без Него не получалось обращаться к Создателю, мешала воздвигнутая ими стена греха и проклятия. Сын Божий разрушил эту стену и дал нам возможность с дерзновением обращаться к Небесному Отцу.
Иоанн Богослов так говорит: «Мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». Апостол Павел добавляет: «Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас».
Поэтому и благодарение Отцу через Сына Божьего.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 ноября. О творчестве Михаила Муравьёва

Сегодня 5 ноября. В этот день в 1757 году родился поэт и государственный деятель Михаил Никитич Муравьёв.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот выдающийся государственный муж и творческий человек, художник слова, в армии начинал свою службу солдатом, а закончил генерал-майором. Благодаря неутомимому труду над собой, он стал почётным академиком.
Ему мы обязаны основанием многих факультетов университета, в том числе медицинского, и открытием почти всех гимназий в Москве.
Обладая незаурядным литературным даром и соответствующим образованием, Михаил Никитич был преподавателем словесности при Екатерине II, цесаревиче Александре, будущем императоре, и Константине.
Государь Александр I, искренне любивший своего учителя, когда взошёл на престол, сделал его главой своего кабинета, и это была весьма ответственная должность, суть которой — рассматривание поступающих документов и подготовка аудиенций у государя.
Литераторам будет небезынтересно узнать, что Михаил Никитич, последователь сентиментализма, являлся основателем интересного жанра лёгкой, то есть не лишённой иронии и шутливости, поэзии. И скрытые цитаты из творчества Муравьёва мы найдём даже в «Евгении Онегине».
Все выпуски программы Актуальная тема







