
Яна Капаева
Когда я читала книгу Александра Никифорова «Живое предание ХХ века», меня потрясли такие слова: «Она рассказала, как однажды ей приснился отец и сказал: "Знаешь, здесь каждое доброе слово и дело сияет вечно. Понимаешь? Вечно!"»
Я задумалась: как молниеносно во мне пробуждается гнев, раздражение. Я взрываюсь, подобно вулкану и выливаю на окружающих поток обжигающей лавы, все испепеляющей на своём пути. И с каким трудом мне даются даже не добрые дела, а хотя бы слова. Ведь многим достаточно только этого: простого человеческого сочувствия, участия. Но мне не до этого!
И, кажется, будто уделив кому-то время, я потеряю силы, ресурс, как сейчас принято говорить. Читая, как жили подвижники наших дней, я вижу другое. Чем больше они отдавали себя на служение людям, не разбирая, «ближние» они или «дальние», тем скорее духовно возрастали, крепли. Не зря говорят, что в христианстве все с точностью наоборот, нежели у мира без Христа.
Помните, известную песню: «all you need is love» в переводе — все, что тебе нужно — это любовь? А ведь так и есть! Все, что нужно мне — любовь. Родителей, мужа, подруг. Когда это есть, я живу! Так же и другим нужна любовь. Моя любовь. Но не могу дать им этой живой воды. Колодец почти пуст. Увы.
А уже если в комментариях в моем блоге кто-то пишет негатив, колкости, я оказываюсь совсем далека от любви. Но ведь и эти ожесточенные люди — просто израненные, больные. Я вижу это, но отсекаю их от себя. Не хватает сил. А ведь выслушаешь другой раз, посочувствуешь, и человек понимает, что он не один. Становится радостным, окрылённым! И не нужны ему мои обличения, советы, как надо, как правильно и как нет. Теплота душевная нужна. А у меня ее мизерный запас.
Иногда я напоминаю себе принцессу из детского фильма «Огниво», которая была очень своенравная. Но у неё было зеркало, в которой отражалась ее добрая часть. Однажды она разозлилась и разбила его. И хорошего стало ещё меньше. Так что же блокирует мою душу, не дает ей источать любовь? Грех. Любовь в меня, как в сосуд, может залить только Бог. Но грех становится барьером между мной и Творцом. Так же и грех убивает во мне все хорошее. Только исповедь и Причастие может изменить повреждённое, восстановить то, что кажется уже невозможно сделать целостным. И целый сосуд, верю, Христос может наполнить с избытком.
Не буду откладывать! Поспешу очистить душу от греха! Тогда и силы появятся на добрые дела, которые сияют вечно. Понимаете? Вечно!
Автор: Яна Капаева
Все выпуски программы Частное мнение
«Культурно-просветительский центр «Киновия». Архимандрит Симеон (Томачинский)
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостем программы «Пайдейя» был доцент Московской Духовной академии, директор культурно-просветительского центра Троице-Сергиевой Лавры «Киновия» архимандрит Симеон Томачинский.
Разговор шел о том, как различные встречи, лекции и просветительские мероприятия культурного центра «Киновия» помогают взрослым и детям познакомится с верой, Православием и церковной традицией.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Элис Мейнелл «Письмо в будущее» — «Деятельное преображение»

Фото: PxHere
Поэтессе девятнадцатого века Элис Мэйнелл принадлежит стихотворение под названием: «Письмо от юной девушки, адресованное самой себе в старости». Героиня стихотворения, обращаясь к старушке, которой она когда-то станет, то есть к самой себе в старости, говорит:
«Только одна дана нам юность.
Утро жизни брезжит лишь однажды.
И наступает наполненная сожалениями старость».
Стихотворение Мэйнелл грустно, оно пронизано осознанием: ничего уже не исправить. В дневниках Мэйнелл есть упоминание о другом стихотворении — «Письме от старой женщины, отправленном себе самой в юность». Правда, оно так и осталось ненаписанным.
Но всё же задумаемся: какая между этими письмами разница? Колоссальная. Письмо от юности, адресованное старости, ничего изменить не может. Старушка откроет пожелтевший листок, вздохнёт о том, как быстро промелькнула жизнь, и ничего не изменится.
Со вторым письмом всё иначе. Представим, что проснулись мы утром, а на подушке лежит письмо, которое мы, в глубокой-глубокой старости, отправили себе самим, сегодняшним. Чтобы мы, сегодняшние, вот прямо сейчас смогли что-то исправить в своей жизни, изменить, преобразить то, что в нас бледно, узко, бедно, недостойно того, к чему призвал нас Бог.
Это деятельное преображение и есть покаяние. Даже если нам кажется, что у нас ничего нет, у нас есть то, чего точно когда-то не будет. Время. А значит, всё возможно.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Синклер Льюис «Котёнок и звёзды» — «Цепочка грехов»

Фото: Piqsels
Каждый поступок имеет ряд последствий, которые, выстраиваясь в цепочку, могут прямо или косвенно влиять на развитие событий, порой весьма значимых. Рассказ американского писателя Синклера Льюиса «Котёнок и звёзды» посвящён как раз такой цепочке.
Всё начинается с того, что маленький мальчик, выпрашивая у матери коржиков, с притворной лаской гладит котёнка. Залюбовавшись обоими, соседка опаздывает на трамвай. Кондуктор ради неё задерживает рейс. Парикмахер, впустую прождав трамвай на остановке, отправляется в пивную. На следующий день спьяну налысо остригает кандидата на пост управляющего крупнейшей корпорацией. Кандидат теряет уверенность в себе, корпорация, так и не найдя достойного управляющего, через полгода разваливается, что влечёт за собой крушение режима далёкого государства. В финале бывший монарх вздыхает: «Меня утешает одно. Мои беды, я уверен, пали на меня под влиянием могучего рока и были предначертаны звёздами».
Казалось бы, Льюис построил рассказ на противопоставлении рока и котёнка, но что, если приглядеться к сюжету повнимательнее? Цепочку роковых последствий запускает и подпитывает не что иное, как грех. Мальчик гладит котёнка, лицемеря. Соседка в погоне за трамваем притворно задыхается и хватается за сердце. Парикмахер же вообще рад опозданию трамвая — его тянет выпить. Ну а пьянство, как известно, вообще паровоз греховного состава. Так, незначительный, казалось бы, грех (лицемерие ребёнка) ведёт к впечатляющим событиям — крушению политического режима.
Святитель Игнатий (Брянчанинов), выдающийся духовный писатель девятнадцатого столетия, говорит, что душа человека подобна сосуду, в который вливается драгоценная жидкость. Но что будет, если в сосуде окажутся трещины, даже самые незначительные? Жидкость вытечет. Трещинами святитель называет те самые мелочи, повседневные недобрые привычки, грехи, на которые мы привыкли либо закрывать глаза, либо снисходительно отмахиваться: «Подумаешь!».
А мелочей-то, оказывается, и не бывает, грустно улыбается писатель Синклер Льюис.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение







