
Яна Капаева
Я много лет просила Бога о даровании ребёнка. Старалась не пропускать воскресные литургии, часто участвовала в таинствах, паломничала. День начинался с молитвы и оканчивался ею, плюс еще и еще молитвы! Праздники, посты — чтила и соблюдала. Спустя несколько лет, когда уже и не ждала, я забеременела. И сейчас у меня на руках сидит доченька.
Но что же случилось теперь, после рождения ребёнка?
Сначала я перестала соблюдать посты: беременным и кормящим это позволительно. Затем я сократила молитвенное правило: с младенцем на руках не было ни сил, ни времени. Ограничилась чтением только 1 главы Евангелия, остальные духовные книги забросила. На литургию хожу через раз: то я плохо себя чувствую, то ребёнок не спал, то муж устал.
Выходит, получив долгожданный дар от Бога, я поставила его на первое место! Увы, вынуждена признать этот факт.
Все чаще теперь вспоминаю притчу о господине, который пригласил на ужин многих гостей. А они, один за другим стали отказываться: первый землю купил, второй — волов, третий женился. А я родила! «Прости, Господи, не могу теперь прийти!» Церковь даёт много послаблений матерям, заботясь о них. Да, в какой-то период действительно, силы были на исходе и возможность сократить правило и упростить пост стали для меня спасением! Но после, я почувствовала, что просто расслабилась! Мне очень понравилось пользоваться своим положением и иметь такую удобную отговорку, чтоб оправдывать своё нерадение!
Это как в спорте. Если временно освободили от тренировок и режима, то мышцы ослабевают, навык уходит. Но куда легче поддерживать форму, чем заново ее восстанавливать!
Так что сейчас стараюсь потихонечку возвращать свою прежнюю духовную жизнь: прибавляю каждое утро по одной молитве, приучаюсь заново держать пост в среду и пятницу для начала.
Телу нелегко! А ещё сложнее уму. Когда сокращаю молитву и чтение, то будто срываю замки в песчаную бурю, распахиваю все окна и дверь в доме. Что только через них не занесёт беспокойным ветром! Рой необузданных мыслей, мучающих, изводящих. Становлюсь нервной, злой, недоверчивой. Сама себе не рада!
Очень важный для меня вывод из этого опыта: вместе с Богом надо быть не только в скорби, но и в радости! Всегда крепко держаться за церковную ограду! А если так случилось, что переслала ходить в храм, то поскорее возвращаться вновь! Бежать! Идти! Хоть ползти, только бы не остаться на обочине...жизни.
Автор: Яна Капаева
Все выпуски программы Частное мнение
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема