Как-то выдалась у меня очень тяжелая рабочая неделя. Набегался по делам до изнеможения. В субботний день решил прогуляться в парке, чтоб отдохнуть от суеты.
Как только вступил на парковую дорожку, вспомнил, что забыл позвонить тому-то и тому-то. Позвонил. Потом ветер донес запах кофе от стоящих недалеко ларьков. Сходил, купил. Затем полезли мысли про грядущий годовой отчет перед начальством. Дальше ум переключился на две недописанные статьи, которые сегодня необходимо было закончить. Попутно в сознании возник недавний спор с друзьями, стал его додумывать. Ветер снова донес приятный запах, на этот раз — любимых булочек с корицей. Решил, что куплю уже на обратном пути. Пошарил в карманах — нет, денег не хватит, а карточку не взял. Интересно, есть ли у них расчет по переводу... Снова вспомнилось, что обещал перезвонить еще одному человеку... и не одному, а трем...
Так прошел целый час, который я выделил на «отдых от суеты». Увы, отдохнуть не получилось.
Пока шел домой, задумался я об этой пресловутой суете, на которую мы все жалуемся. Суета сует, все суета — вспомнилось из Экклезиаста. Дома я решил посмотреть, а как же толкуют эти слова святые отцы? И здесь меня ждало настоящее открытие.
«Что такое суета ума?» — спрашивает святитель Иоанн Златоуст. И отвечает: «Занятие суетными предметами». Так, а что же такое эти «суетные предметы»? Златоуст отвечает: «те, в которых нет доброй цели». И объясняет на примере денег: «Суетны деньги, когда их расточают на удовольствия, но не суетны они, когда их употребляют на вспомоществование бедных».
Итак, по Златоусту, суета — явление не внешнего, но внутреннего характера. Суета, на которую мы непрестанно жалуемся, есть не что иное, как расстройство нашего ума, а также наши греховные страсти. «Гордость и тщеславие, высокомерие и надмение, — все это — суета, ибо произошло не от Бога, но произведено людьми» — пишет святитель.
Оказывается, суета не вокруг, а внутри нас! «Гордость и тщеславие, высокомерие и надмение» и прочие страсти — вот внутренние причины суетного образа жизни. Даже деньги могут не быть суетны, если служат добру. Цели и мотивы, движущие нашими действиями, сообщают духовное измерение всей жизни и делают ее либо суетной, либо нет.
Почему не жаловались на суету наши предки? Разве они трудились меньше, чем мы? Разве более богато они жили? Нет. Всегда трудились и всегда нуждались. Трудились, но при этом не суетились. В мире христианства было больше. Жизнь была насыщена совсем другими смыслами. Церковью, вечностью. Изменился ли с тех пор человек духовно? Наверное, нет. Просто в жизнь мира все больше входит то, что апостол Павел назвал «отступлением». А мы бы назвали «секуляризацией» или «расцерковлением» общества.
Внутренняя суета ума рождает ощущение спешки и нехватки времени. Суета есть духовное состояние человека, а вовсе не множество дел. Это враг внутренний, а не внешний.
Вот такие мысли родились у меня в течение субботнего дня.
Автор: Сергей Комаров
Все выпуски программы Частное мнение
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.
23 ноября. О Божьем Суде
В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».
О Божьем Суде, — священник Алексий Тимаков.